12 мин.

Престижнее не значит лучше

Переписывая рекорды

Пока в Индианаполисе полным ходом шла подготовка к 400-мильной гонке в зачет «Кубка Спринт», в городке Клермонт, что в 40 милях южнее, провели свои этапы Nationwide Series и Camping World Truck Series – младшие дивизионы NASCAR. Как оказалось впоследствии, именно там, на шорт-треке под названием «О’Рейлли Парк», и состоялись самые интересные события уик-энда.

«О’Рейлли Парк» – место, в общем-то, уникальное. Жизнь на этой трассе, а точнее автоспортивном комплексе, по-настоящему кипит только три раза в год: в субботу перед «500 милями Индианаполиса», когда на овале проходят соревнования «Серебряной короны USAC»; в День труда, когда на драг-стрип приезжает NHRA для проведения своего старейшего этапа в календаре; и как раз в июле, когда на два дня трек становится вотчиной сток-каров. Из всех трасс, на которых проходят гонки под эгидой NASCAR, «О’Рейлли Парк» выделяется своей неповторимой уютной атмосферой. Эту атмосферу создает своеобразная инфраструктура трека и, как ни странно, болельщики. Они в Индиане особенные. Заполняется не только главная трибуна, но и близлежащие лужайки, и, глядя на все это, понимаешь: именно так выглядят соревнования регионального уровня, когда люди приходят не просто посмотреть гонки, а хорошо провести время с друзьями или семьей. А гонки на «О’Рейлли Парке» скучными не бывают.

Первыми в Клермонте отстрелялись пикапы. Интрига 200-кругового заезда заключалась в том, сможет ли лидер общего зачета Рон Хорнадэй выиграть рекордную четвертую гонку подряд и, таким образом, войти в историю серии. Тремя победами подряд удивить кого-нибудь сложно: за 14 лет существования Camping World Truck Series такое случалось не раз, но четыре первых места кряду не давались никому. Ни самому Хорнадэю в 1997 году (тогда камнем преткновения стала дорожная трасса в Топеке), ни другим легендам серии – Майку Скиннеру, Джонни Бенсону или Грегу Биффлу. Судьба нового рекорда висела на волоске до заключительного круга отчетной гонки, но на «Аллею победы» прибыл все-таки Хорнадэй. Прибыл вопреки всему.

Как и на предыдущем этапе в Кентукки, Рон не обладал доминирующей машиной. Тогда его спасли отменно проведенные рестарты, на этот раз выручил огромный опыт и умение экономить резину. В то, что Хорнадэй снова финиширует первым, долгое время не верилось. Куда убедительнее выглядели Скиннер, Кайл Буш и молодой Колин Браун, причем после своего пит-стопа (точнее пит-стопов, ведь смена покрышек и дозаправка осуществляются раздельно) Рон едва вообще не затерялся в середине пелотона. И все же под конец гонки Хорнадэй нашел оптимальную траекторию и начал продвигаться вперед. На 169 круге он прошел Тодда Бодайна в борьбе за первое место, а дальше началось самое интересное. Хорнадэй и занимавший второе место Браун рассчитывали проехать всю дистанцию на одном пит-стопе, в то время как в борьбу за победу готовились вмешаться гонщики, менявшие резину на поздних коушенах. Понятно, кто был быстрее, но быть быстрым – не значит достичь успеха. Последний отрезок под зеленым флагом получился просто потрясающим. Группа в составе Скиннера, Арика Альмиролы и Денниса Сетзера, пользуясь преимуществом свежих покрышек, буквально поглотила неопытного Брауна и приготовилась разобраться с Хорнадэем, но натолкнулась на упорнейшее сопротивление. Заводилой в этой компании выступил извечный соперник Рона еще с сезона-95 Скиннер: он за девять кругов до финиша сел на задний бампер пилоту «Кевин Харвик Инкорпорэйтэд» и стал методично совершать атаки по внутренней траектории. Майку удавалось в поворотах просунуть то бампер, то полкорпуса или вообще полностью поравняться с Роном, но этого было недостаточно – 51-летний ветеран уверенно отбивал все наскоки. На последнем круге Майк уже пошел ва-банк и яростно бросился вперед на выходе из четвертого поворота, но это был скорее жест отчаяния. Рекорд серии достался не ему.

Великолепное противостояние двух опытнейших гонщиков стало достойным украшением потрясающего заезда, борьба в котором кипела с самого старта и до финиша. Очередная победа позволила Хорнадэю еще больше упрочить лидерство в общем зачете, и на следующем этапе в Нэшвилле он попробует продлить свою невероятную серию триумфов.

В субботу зрители, собравшиеся на «О’Рейлли Парке», увидели еще одну замечательную гонку, на этот раз в зачет Nationwide Series. И пусть ее концовка не получилась особо напряженной, скучать не пришлось никому.

Характерная особенность этапа Kroger 200 (кстати, спонсор гонки не менялся аж с 1982 года, то есть с первого сезона серии) – пилоты из «Кубка Спринт», выступающие в «Вайде» на полном расписании, не смогли посетить квалификацию, и зачетные круги за них проезжали другие. По правилам, в таком случае машины отправляются в конец пелотона, но самое смешное, что Карлу Эдвардсу и Кайлу Бушу этого не пришлось делать: Колин Браун, пилотировавший №60, и Джонни Сотер, опробовавший «Тойоту» Буша, провалили свои зачетные круги, показав абсолютно худшие результаты. Безусловно, заезд очень выиграл от того, что оба претендента на чемпионский титул были вынуждены прорываться вперед с самого хвоста пелотона.

Пока Эдвардс и Буш побеждали в неравных схватках аутсайдеров, впереди шла непрерывная борьба за лидерство, в которой участвовала и неопытная молодежь, и ветераны. За гонщиками, только-только начинающими свой путь в NASCAR, всегда интересно следить, поэтому можно было искренне порадоваться за 18-летнего Тревора Бэйна, стартовавшего с поула. Бэйн, пилот программы развития «Майкл Уолтрип Рейсинг», проводивший лучшую гонку в сезоне, стал в итоге седьмым, но запомнился коротким лидерством и тем, как оно было потеряно. Случилось это во время третьего коушена на 35 круге: водитель пейс-кара замешкался, начал выезжать на трассу с опозданием, и для Бэйна появление машины безопасности буквально ниоткуда стало большим сюрпризом. Еще большим сюрпризом для преследовавшего его Стива Уоллеса стало резкое торможение Тревора. Уоллес влетел в «Тойоту» №99 и обе машины развернуло. О победе после такого мечтать обоим уже не пришлось.

Фавориты заезда расправились с последними непокорными в аккурат к середине дистанции и после этого рубились уже между собой. Буш вышел вперед во время рестарта на 96 круге, после чего пару раз поменялся местами с Эдвардсом. Карл подловил своего соперника на неумении экономить резину. Нет, беречь покрышки Кайл может и умеет, но в Nationwide Series он предпочитает действовать агрессивно и максимально напористо. Со стороны рискованный пилотаж Буша выглядит очень красиво, но иногда такой подход дает сбой. В Клермонте произошел один из редких проколов Кайла: за 20 кругов до финиша вице-чемпион прошлого сезона дожал «Тойоту» №18 и был таков. Буш мог только скрежетать зубами от бессилия.

Пока Эдвардс летел навстречу своей второй победе в сезоне (у Буша, напомним, их уже шесть), зрители получили изысканный десерт в виде сражения за третье место. Мэтт Кенсет, Брэд Кезеловски и Уоллес несколько раз менялись позициями, но опыт Кенсета и отлично подготовленная машина помогли ему оставить конкурентов за спиной.

После гонки на «О’Рейлли Парк» ситуация в общем зачете изменилась незначительно. Буш продолжает уверенно идти к завоеванию чемпионского титула, и Эдвардсу остается уповать скорее на какие-то проблемы соперника, чем на собственные силы. А вообще, борьба за титул в Nationwide Series – дело второстепенное. Ведь гонки получаются такими красивыми!

Невеселый праздник

Этап в Индианаполисе в календаре NASCAR стоит особняком. Такова уж магия этого легендарного трека. Спросите любого гонщика, побеждавшего здесь, и он скажет, что выигрыш на «Старой кирпичнице» – одно из самых больших достижений в его карьере. Пусть история гонок сток-каров на «Инди» еще совсем молода, но Allstate 400 успела обрасти традициями, у нее появились свои герои. Только после прошедшего в минувшее воскресенье этапа так и хочется закричать: «А король-то голый!» Увы, стоит признать, что это была самая скучная гонка в нынешнем сезоне.

Чем запомнилась прошлогодняя гонка в Индианаполисе лишний раз напоминать не нужно – такой провал шинников останется в истории навсегда. На этот раз в «Гудьир» поработали на совесть: многочисленные тесты на треке, работа в лабораториях, обработка большого количества информации… И вот, уже с первой сессии практики видно, что никакого кошмара с покрышками не предвидится: траектория накатывается буквально на глазах, гонщики спокойно проезжают достаточно длинные отрезки, а трансляции тренировок и квалификации наполнены пафосными роликами и эмоциональными тирадами комментаторов, вещающими о величии и уникальности предстоящей гонки. Поневоле поддаешься гипнозу и сам начинаешь верить, что в воскресенье будет что-то невероятное. Но вот наступает день гонки, после предстартовых церемоний дается команда завести моторы, 43 машины отправляются на трассу… И через несколько минут волнение и ожидание сменяются безразличием и разочарованием. Гонка получается абсолютно неинтересной.

«Индианаполис Мотор Спидвей» сам по себе не способствует плотной борьбе, а тут еще и новые машины с никак не решаемой проблемой грязного воздуха сказали свое веское слово. Борьба на трассе если и была, то только на редких рестартах. Все остальное время пелотон спокойно растекался по кругу, а такого понятия как группа лидеров не было и в помине – разрывы между пилотами шли на секунды.

Наверное, было бы справедливо, если бы 160-круговая гонка закончилась победой Хуана-Пабло Монтойи. Колумбиец еще в 2007 году доказал, что на многое готов в Индианаполисе, и на этот раз его машина была просто невероятно быстра. Хуан уже на пятом круге спокойно прошел стартовавшего с первой позиции Марка Мартина, после чего уверенно контролировал ход гонки на протяжении трех стинтов, к 124 кругу нарастив свое преимущество над ближайшим преследователем до пяти с лишним секунд. Казалось, ничего не может поколебать доминирование Монтойи, но на очередном пит-стопе под зеленым флагом он превысил скорость, за что и получил черный флаг. Удивительно, как мог Хуан, имея такой большой запас времени, перескочить не только лимит в 55 миль в час, но и допустимый буфер – еще пять миль, – но пенять ему остается только на самого себя. И пусть по радио колумбиец клялся, что не превышал, изменить это ничего не могло: №42 вылетел за пределы десятки, открыв путь к победе Марку Мартину и Джимми Джонсону, которые к тому моменту занимали два первых места.

Ключевым моментом спора за победу стал рестарт на 136 круге (желтый флаг был вызван сгоревшим мотором на машине Дейла Эрнхардта-младшего). Значение рестарта было огромным. Ход заезда показывал – кто выиграет сейчас, тот, скорее всего, и окажется первым на финише. Джонсон понял это лучше опытного товарища по команде, и на отмашке зеленого флага начал предпринимать решительные меры по захвату лидерства. Мартин же наоборот, рестартовал достаточно пассивно, за что и поплатился. Джимми смог выйти вперед, а дальше Марк, как ни пытался, вернуться на первую позицию было невозможно. На заключительных кругах Мартин пробовал совершить обгон, но было ясно, что все его попытки будут бесплодны: на такой машине и на таком треке Джонсону достаточно было просто мешать Марку занять инсайд на входе в вираж. Для трехкратного чемпиона эта задача сложностей не представляла, и второй год праздник царит на улице фанатов №48. Всем остальным только и остается, что ворчать – совершенно по делу, надо сказать, – да надеяться, что такой скуки больше не повторится. Хотя, нас ведь ждут еще этапы в Мичигане и Калифорнии, так что готовьтесь.

Воля и сила

Одиннадцатый этап серии «Индикар» в Эдмонтоне также получился не особенно интересным, но тут никакого эффекта завышенных ожиданий и не было. Недавние дорожные гонки в Уоткинс-Глен и Торонто, конечно, настроили на оптимистичный лад, но ждать чего-то экстраординарного от трассы, проложенной по территории аэропорта, не приходилось. В итоге получилась спокойная рядовая гонка, по своему течению очень напоминающая заезды «Формулы-1».

Победителем Rexall Edmonton Indy стал пилот с говорящими именем и фамилией – австралиец Уилл Пауэр. Он долго шел к своей первой официальной победе в серии, и в этом году уже был близок к достижению заветной цели. Но лишь в Канаде все факторы, необходимые для успеха, сошлись воедино, и ярко-желтый болид Пауэра с первого и до последнего круга указывал путь остальным участникам заезда. После завершения судебной эпопеи с Хелио Кастроневешем, Уилл оказался на положении бедного родственника в «Тим Пенске», лишившись возможности выступать на полном расписании, но те гонки, что он проводит, складываются для австралийца достаточно успешно, а победа в Эдмонтоне добавила приятной головной боли Роджеру Пенске, которому предстоит думать да гадать, как быть с третьим пилотом команды по окончании сезона: то ли отпускать его на вольные хлеба, то ли искать возможность выставить машину для Пауэра на все гонки…

В минувшее воскресенье Пауэр подтвердил высокий класс, с легкостью обставив своих товарищей по команде – Райана Бриско и Кастроневеша. Интересно, что болиды Седого Роджера стартовали с первых трех позиций. Последний раз такое случалось в 1994 году, когда за Пенске гонялись Ал Анзер-младший, Эмерсон Фиттипальди и Пол Трейси. Было бы очень примечательно, если бы и весь подиум заняли представители «Тим Пенске», но до этого дело не дошло.

Если не все, то очень многое решилось в тот день на пит-лейне. Отсутствие коушенов свело на нет все тактические игры, так что единственным различием в этом отношении стало время заезда на дозаправку и смену резины. Кто-то делал это чуть раньше, кто-то чуть позже, но главное – благодаря этому в группе лидеров происходили перестановки. Так на первом цикле пит-стопов Кастроневеш смог пройти Бриско в борьбе за вторую позицию именно благодаря оттянутой дозаправке. Зато Райан отыгрался 30 кругов спустя, когда гонщики совершили второй заход на пит-лейн. Теперь уже австралиец заехал на круг позже Хелио и вернулся на трассу впереди него. Но больше всего дивидендов извлек из своей остановки Скотт Диксон. Он последним нанес визит к механикам, и разом переместился с четвертой позиции на вторую, правда, вот, продержался на ней он не долго, но это отдельная история.

По возвращении на трассу чемпион попал под жестокий прессинг со стороны Бриско, и, будучи на более жестком комплекте покрышек относительно Райана, уступил. Кастроневеш тоже было попробовал совершить обгон, но резина на машине новозеландца к тому времени прогрелась, и Хелио остался ни с чем. Диксону же продолжило фартить. На 74 круге он воспользовался кратковременными проблемами Бриско и вернул себе вторую позицию, вознамерившись неплохо пополнить очковую копилку. Скотт 10 кругов рассекал по трассе впереди Кастроневеша, но затем его везение закончилось. Некстати подвернувшаяся группа круговых и неуемное желание бразильца рискнуть, привели к тому, что чаша весов склонилась на сторону «Тим Пенске». Обгон состоялся, и это было последнее заметное событие гонки, если не считать аварии Томаса Шектера за два круга до финиша. Этот инцидент привел к выезду пейс-кара, что, впрочем, не особо и поменяло рисунок заезда. В нем и так все уже было решено.

Пауэр, конечно, был невероятно рад своей победе, а вот лидеры общего зачета тут же принялись считать очки. Вторая позиция Кастроневеша еще оставила ему призрачные шансы побороться за титул, а вот замкнувшие первую пятерку Диксон, Бриско и Франкитти продолжают вести чрезвычайно плотное сражение. С каждым этапом ситуация в таблице запутывается все больше и больше.

Следующая гонка «Индикара» состоится уже на этой неделе. Пройдет она на овале в Кентукки, и наибольший интерес, естественно, представляют новые положения регламента, касающиеся аэродинамики болидов – опциональные элементы, обеспечивающие добавочную прижимную силу, дебютируют как раз на двенадцатом этапе. Руководство серии обещает, что гонки получатся зрелищными, но к этим заявлениям можно отнестись с изрядной долей скепсиса. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.