Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Жемчуга мельчали

    В последние выходные июля на знаменитой бельгийской трассе в Спа прошел очередной марафон FIA GT. О главных героях и неудачниках, сенсациях и логичных результатах, а также политике Стефана Рателя и его чемпионате мира – в обзоре Sports.ru.

    Жемчуга мельчали
    Жемчуга мельчали

    Суточный марафон в Спа, по праву именующийся «жемчужиной» календаря, вновь вынужден попрощаться с очередным чемпионатом. Эпоха ГТ1 на этой трассе не была столь продолжительна, как эра гонок настоящих легковых автомобилей, но и за этот десяток лет все уже привыкли, что лучшие команды «Гран Туризмо» собираются в Арденнах на этот праздник скорости. Вывод детища Стефана Рателя на вселенский уровень, кажется, обходится слишком дорого для спортивной составляющей. Причем страдать зрители начали уже сейчас, в год прощания с монстрами старшей категории.

    Вообще, непонятно стремление руководителей некоторых гоночных серий во что бы то ни стало сотворить из своих чемпионатов что-то такое с приставкой «мировое». Казалось бы, опыт многих «завоевателей», пытавшихся покорить весь мир, должен чему-то научить. Александр Македонский, Наполеон – все терпели неудачи, стараясь завоевать разные народы одними и теми же приемами. В этом списке лишь Берни Экклстоуну кое-как удается справляться со своим чемпионатом мира. В случае с остальными соревнованиями достаточно воткнуть в календарь по одной гонке с двух континентов, а остальные провести в Европе и гордо именовать свое детище «ЧМ». Причем, многие аборигены, отделенные от нас океанами, справедливо иронично относятся к таким потугам.

    Непонятно стремление руководителей сотворить из своих чемпионатов что-то такое с приставкой «мировое»

    В случае с Рателем дело обстоит куда плачевнее, чем предполагалось ранее. После объявления о том, что его новый чемпионат не будет включать в себя марафон в Спа, а все гонки будут состоять из одночасовых заездов, энтузиазм многих любителей ГТ заметно угас. Стоит напомнить, что ограничение на число участников, обязательные заявки на весь сезон – все это никак не согласуется с принципами ГТ. Желание «Стефан Ратель Организэйшн» (СРО) помочь командам экономить путем значительного сокращения затрат на постройку машины похвально. Теперь техника высшей категории будет обходиться ровно вполовину дешевле. На переездах предложено экономить весьма интересным способом: так как на старт будет выходить всего 24 машины, то достаточно заказать один транспортный самолет, который будет возить детище Рателя по всему миру. Только вот, такая выставка достижений вряд ли будет интересна любителям ГТ «со стажем», закаленным трехчасовыми заездами.

    Всего за месяц отношение к многообещающему проекту резко ухудшилось. И это несмотря на весьма интересный состав участников. Если Марин Бартек, сделавший за короткий промежуток времени невероятный шаг наверх по классам со своими давно покинувшими конвейер «Фордами», и «Гигавейв» с «Нисмо», готовившими «Ниссан», уже давно двумя ногами в ГТ-2010, то остальные кандидаты только готовятся сделать заявление. Лишь в Спа был представлен публике «Ламборгини» от «Райтера». Говорят, Дэйв Ричардс может «благословить» дебют «Астона», а «Пратт-энд-Миллер» готовы предоставить пакет «ухудшений» для их «Корветта» нынешней старшей категории. Еще два ключевых игрока до предела насыщают воображаемое стартовое поле. Михаэль Бартельс («Витафон») и Амато Феррари («АФ Корсе») выразили надежду, что «Миккелото», фирма, готовящая модель F430, сможет предоставить пакет обновлений, соответствующий требованиям чемпионата мира. Куда серьезнее дела обстоят у «Ауди». Вдоволь натренировавшись в ГТ3, Ингольштад, похоже, также решил строить ГТ-2010.

    Выставка достижений вряд ли будет интересна любителям ГТ, закаленным трехчасовыми заездами

    В Спа команда «Феникс» Эрнста Мозера, которому еще аукнется его «голландская стратегия» скандальной гонки ДТМ, привезла «Ауди» R8 LMS в модификации VLN – ту, что чуть было не выиграла марафон на «Северной петле» с первой попытки. Ко всем доработкам добавили и рестрикторы, соответствующие правилам ГТ1. Это позволило оценить немецкую машину по отношению к технике ГТ-2010 в примерно равных мощностных условиях. Итог сравнения выдался неутешительным для конкурентов. Судя по всему, в эти выходные мы видели дебют доминатора первого чемпионата мира – настолько превосходен был дебют. Про остальных участников в незачетной категории Г2 вспоминали лишь благодаря Жаку Вильневу, проводящему весьма насыщенный гоночный сезон. Успев выступить на гонках в Канаде, чемпион мира «Ф-1» 1997 года без раздумий принял приглашение местной «Гравити», чтобы вывести в бой «Мослер» – мелкосерийную машину ГТ с большим спортивным потенциалом. Жаль, но, как обычно, канадцу дико не повезло. На третьем часу гонки, когда над трассой немилосердно лило, он оказался в нужном месте, чтобы попасть в аварию. Прямо перед ним развернуло «Порше», и, уходя от столкновения, знаменитый пилот врезался в другой «Мослер», оказавшийся как назло рядом. Печально, но из всех троих именно Жак не смог продолжить гонку.

    Ну, а «Ауди» остановить ничто не могло. Сравнение с действующей техникой ГТ-2010 вышло более чем примечательным. Пока «Ниссан» и «Форд» простаивали в гаражах из-за проблем с трансмиссией, машина «Феникса» с немецкой точностью штамповала круг за кругом. Более того, воспользовавшись проблемами команд ГТ1 экипаж «Ауди» вышел на третье место в абсолюте! Естественно, большая заслуга в этом пилотов. Как всегда, блистал Марсель Фасслер, да и другой экс-пилот ДТМ Алекс Маргаритис не подвел. Лишь большое число плановых остановок, несмотря на бензобак повышенной вместимости, немного омрачило радость от великолепной гонки. Кто знает, как сложился бы заезд, если бы в соседних гаражах мелькали знаменитые усы Олафа Мантая. Но в этом сражении «Порше» для «Ауди» – не конкурент. Это единственная марка, которая ни в какую не соглашается участвовать в чемпионате Рателя. Возможно, свою роль сыграло и шаткое финансовое положение компании, которое поставило крест и на планах вывести на трассу новейший прототип ЛМП1 в 2010 году.

    Финансовые последствия и тонкости регламента не позволили насытить и стартовое поле в ГТ1. Раньше на этапе в Спа можно было заработать полновесные 20 очков – половина баллов присуждалась по истечении 6 и 12 часов гонки. Волевым решением Ратель упразднил этот пункт, и, с точки зрения чемпионата, марафон стал рядовым этапом. В «К плюс К» резонно решили не тратить силы на эту гонку, ведь отдача была бы минимальной, а обязательный осмотр машины влетел бы в копеечку. «Люк Альфан Авантюр» решили сосредоточиться на других чемпионатах, а травма основателя команды, полученная на мотогонках, лишь усугубила положение.

    Победила в прощальном для ГТ1 марафоне команда Хеземанса, доказавшего, что и без заводской поддержки можно выиграть

    Это все привело к тому, что за победу в абсолюте боролись всего шесть экипажей – три «Витафона» и столько же «Корветтов». Везение Михаэля Бартельса, видимо, кончилось в прошлом году, и на этот раз черные «Мазерати» попадали в неприятности одна хуже другой. Ключевой в победные годы этап стал для немецкой команды одним из самых неудачных. Экипаж самого Михаэля попал в аварию в первой половине гонки, боровшийся за лидерство второй состав вынужден был остановиться из-за прокола. Лишь «запасные» пилоты смогли выбраться под конец гонки на втрое место, и это благодаря катастрофическому невезению местной команды «СРТ», получившей поддержку «Пратт-энд-Миллер» и заводского пилота экстра-класса Оливера Гэвина в придачу. Черный «Корветт» всю гонку был в лидерах, но за несколько часов до финиша подвело слабое место американского купе – масляный радиатор. Утечка масла и задымление в салоне вынудили экипаж остановиться в гараже. Череда неудач для Петера Селлеслафа, который стал первым частником, купившим заводское купе C6.R, и его команды на домашней трассе продолжается, ведь в прошлом году Марсель Фасслер не продержался и до заката.

    Ну, а победила в прощальном для ГТ1 марафоне команда Майка Хеземанса, доказавшего, что и без заводской поддержки можно добиться высоких результатов. Можно сказать, этот успех стал компенсацией за прошлогодний провал и достопамятные пиротехнические шоу в исполнении этих самых «Корветтов».

    Будем надеяться, у «24 часов Спа» безоблачное будущее. В следующем году здесь будут соревноваться представители чемпионата Европы на технике ГТ2. Класс этот, хочется верить, переживет бурное развитие. В «БМВ» уже протестировали купе М3 в серии ALMS. Там же строят и «Ягуар». Знаменитейший пилот Тони Хеземанс, отец нынешнего триумфатора, пообещал договориться с американцами о поставке «Корветта» данной категории. Прибавьте сюда неувядающий спор «Порше» и «Феррари», пару «Ламборгини» от «Райтера», и мы получим весьма привлекательный состав участников. А зрители сами прекрасно разберутся, чему отдать предпочтение.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы