7 мин.

Вкратце о главном: аутсайдеры

Сразу оговоримся, что формально первая половина чемпионата мира закончится после 30 круга Гран-при Германии на «Нюрбургринге», но подводить итоги в этот момент будет и некогда, и не к месту. Зато сейчас, с учетом большого трехнедельного перерыва и перехода сражений между ФОТА и ФИА в вялотекущую форму, наступило самое удобное время оценить выступления команд «большого цирка» в сезоне-2009. Для удобства все конюшни разбиты на три группы – аутсайдеры, середняки и лидеры, в соответствии с занимаемыми ими местами в Кубке конструкторов.

10 место. «Форс-Индия»

Цели и задачи на сезон-2009

Сотрудничество «Форс-Индии» с «Маклареном» и «Мерседесом» и, как следствие, детальная подготовка болида VJM02 к 60-му чемпионату мира начались довольно поздно – осенью 2008 года. Как известно, работы над новым шасси у команд начинаются еще весной, а к сезону-2009 с его новым регламентом многие конкуренты начали готовиться еще раньше. Следует отметить, что к моменту начала сотрудничества с «Маклареном» Виджай Маллья еще и разогнал технический штаб своей команды, поэтому зимой этого года перспективы индийской конюшни не казались радужными.

Тем не менее, спроектированное еще Майком Гаскойном шасси в кратчайшие сроки было подогнано под новые узлы и мотор и, несмотря на некоторую «сыроватость», вызвало прилив оптимизма у коллектива и пилотов. На стендовых испытаниях VJM02 показал вполне приличные результаты, поэтому Маллья серьезно настроился на борьбу по ходу чемпионата. Задачи «Форс-Индии» были скромными по сравнению со многими соперниками – в первой половине первенства завоевать несколько очков, а в дальнейшем стабильно добираться до финиша в зачетной восьмерке.

Результаты работы

После восьми гонок чемпионата на счету «Форс-Индии» 0 очков. То есть, столько же, сколько и в прошлом году. Тем не менее, несмотря на последнее место в Кубке конструкторов, прогресс команды очевиден. Если в прошлом сезоне Физикелла и Сутиль традиционно сражались лишь за предпоследний ряд стартового поля в квалификациях и проигрывали лидерам по 2 секунды, то сейчас оба гонщика время от времени продираются во второй сегмент сессии и уступают топ-командам около 1–1,5 секунды на круге.

Главной проблемой команды в первой половине чемпионата стал недостаток тестов. По ходу весны «Форс-Индия» больше устраняла детские болезни, чем занималась доводкой шасси и разработкой новинок, но по ходу чемпионата конюшня не только не отстала в развитии, но и временами выглядела лучше некоторых конкурентов. Самый свежий пример – Гран-при Великобритании, где Физико уже по ходу первого круга совершил несколько обгонов и в случае старта с более высокой позиции мог бы побороться за очки. Поэтому можно смело заявлять, что, несмотря на невыполнение поставленных задач, команда проводит очень боевой и сильный сезон.

Перспективы

Как видим, сотрудничество с «Маклареном» пошло «Форс-Индии» на пользу. Технический штаб конюшни не занимается тысячей проблем, а сосредоточен, по сути, на аэродинамике и проверке надежности систем. Инженеры в случае трудностей не отвлекаются и не перепроверяют множество вариантов, а точно знают, где искать нужное решение. Конечно, с одной стороны это делает «Форс-Индию» зависимой от конюшни из Уокинга, но с другой – ничто не мешает команде прорваться в группу середняков. Силы для этого имеются, поэтому коллективу и гонщикам остается надеяться только на терпение и финансы Виджая Малльи.

9 место. «Торо Россо»

Цели и задачи

Задачи «Торо Россо» на сезон-2009 можно описать как «расплывчатые». В межсезонье Дитрих Матешиц всерьез задумывался о продаже конюшни, поскольку содержание двух конкурентоспособных команд в какой-то момент стало накладным занятием. Тем не менее, активные речи ФОТА по сокращению расходов сохранили «Торо Россо» на плаву, хотя от тотальной экономии руководителю коллектива Францу Тосту отказаться не удалось. Финансовые проблемы в совокупности с уходом талантливого Себастьяна Феттеля в «Ред Булл» заметно снизили ожидания от конюшни в новом чемпионате. Сам Тост признался, что о дальнейшем прогрессе речи почти нет, главное – удержаться бы на завоеванных в прошлом позициях.

Результаты работы

Высокая плотность пелотона в сезоне-2009 и не самый крепкий пилотский состав серьезно повлияли на результаты «Торо Россо». Проверенная в прошлом году система дебюта новинок на этот раз оказалась не очень эффективной – если в 2008-м команда могла спокойно посмотреть на обкатку новых элементов Култхардом и Уэббером из родственного коллектива «Ред Булл», то в новом сезоне малейшее промедление приводит к значительному отставанию от соперников. Характерно, что пока двойные диффузоры были лишь у трех команд, на общем фоне «Торо Россо» выглядела довольно неплохо – четыре очка из пяти в Кубке конструкторов были завоеваны в первых трех гонках. Но дальше поезд стал уходить – конюшня из Фаэнцы до сих пор не внедрила эффективную новинку в конструкцию своего болида, а также задерживается с другими обновлениями – поэтому все это не могло не сказаться на результатах. Кроме того, стремление сэкономить привело к тому, что «Торо Россо» стала дополнительным испытательным полигоном «Феррари»: в этом году по пятницам Бурдэ и Буэми получают двигатели не первой свежести, из-за чего заметно усложнился поиск настроек на квалификацию и гонку.

Большинство проблем сыплется на «Торо Россо» по субботам, и то один, то другой Себастьян откатываются вглубь пелотона. Гоночный темп болида, как правило, неплохой, но старт с последних мест не благоприятствует успешному выступлению – отличным примером тому служит борьба Рубенса Баррикелло на Гран-при Турции, который на всесильном «Брауне» отчаянно страдал за более медленными болидами.

С оглядкой на «старшего брата» получается, что потенциал у «Торо Россо», в общем-то, имеется, но вот с его реализацией дело обстоит заметно хуже.

Перспективы

Дебют двойного диффузора на STR4 ожидается на Гран-при Венгрии. Это значит, что в Германии от «Торо Россо» вряд ли можно ждать большого прогресса. Дальше же все в сплошном тумане, но есть стойкое ощущение, что если подопечные Тоста и дальше будут медлить с обновлениями, то попадания в очковую зону станут редкостью. Пилотский состав тоже не сильно радует. Буэми удачно начал сезон, но затем потихоньку стух, в то время как Бурдэ разочаровывает еще чаще – француз крайне редко проводит приличные гонки. И если молодому швейцарцу можно простить ошибки, или списать их на неопытность, то статус четырехкратного чемпиона ChampCar обязывает Бурдэ демонстрировать более высокие результаты.

Сейчас ясно одно – 2008 год остался для конюшни из Фаэнцы лучшим в ее недолгой истории. И в ближайшем будущем сказка про золушку вряд ли повторится.

8 место. «БМВ-Заубер»

Цели и задачи

Команда, которая до последних гонок прошлого сезона сохраняла шансы на чемпионский титул, по определению не может бороться в следующем сезоне ни за что, кроме этого самого титула. Немцы поступательно шли к своей цели: в первый сезон завоевали подиум, затем закрепились в стане лидеров, а дальше выиграли первую гонку. Сезон-2009 должен был стать логичным завершением логичного восхождения к вершине. Однако в «Формуле-1» логика иногда любит хромать на обе ноги.

Результаты работы

В случае с баварцами из швейцарского Хинвилла гонки сыграли злую шутку. Когда в прошлом году Роберт Кубица настаивал на доработке болида F1.08, команда, посчитав задачу на сезон выполненной, почти полностью переключилась на новую машину… и, в конечном итоге, просчиталась. Трудно выделить главную проблему «БМВ-Заубера». Но, пожалуй, не стоило так слепо верить KERS – все-таки другие команды, которые не стали проектировать свои болиды с учетом этой системы, сейчас занимают верхние позиции в Кубке конструкторов. Второй серьезной причиной неудач стала медленная доводка шасси.

В начале сезона «БМВ-Заубер» был не так уж и плох – в Австралии Кубица претендовал на победу, а в Малайзии Хайдфельд занял второе место. Но дальше дело застопорилось: команда поздно переключилась на создание собственного двойного диффузора и из-за этого отложила дебют новых аэродинамических элементов. Прибавим к этому и не очень хорошую работу подвески с шинами, что заметно осложнило работу команды. Как следствие всего этого – резкое падение результатов и очень медленное возвращение в группу команд, ведущих борьбу за очки.

Перспективы

Ресурсы у «БМВ-Заубера» имеются, а честь марки и ответственность доктора Тайссена вряд ли позволят бросить развитие нынешнего болида. Еще одна причина, по которой Тайссен и его подопечные не хотят бросать развитие F1.09, связана с техническими наработками, которые пригодятся в разработке нового болида. Но в любом случае, даже если команда и сумеет сделать большой шаг вперед, вернуться в число безусловных лидеров в этом сезоне, кажется, уже не сможет.

Продолжение следует