6 мин.

Развод на победу. 5 главных событий Гран-при Японии

Замечательный старт и лидерство Грожана

Как только погасли красные огни светофора, Ромен легким движением руля переместил болид вправо, объехал Феттеля, Хэмилтона и Уэббера и вошел в поворот первым. За год, прошедший после глупой аварии на «Сузуке», Грожан успел научиться многому, превратившись из затюканного и неуклюжего мальчика в главную надежду руководства «Лотуса».

В последнее время парень настолько прибавил, что неожиданный выход в лидеры Гран-при Японии был воспринят как само собой разумеющееся, хотя это и не избавило от ощущения недолговечности происходящего – E21 неплох, но не столь быстр, как RB9, а от стратегов из Энстоуна всегда исходит угроза по отношению к собственным пилотам.

В конце концов «Лотус» действительно проиграл тактическую битву «Ред Булл», а Грожан, несмотря на все старания, пропустил вперед и Феттеля, и Уэббера. Но третье место на финише – достойный результат, хотя команда могла добиться большего.

Тактическая битва между «Ред Булл» и «Лотусом» за победу

Стратегические решения «быков» на «Сузуке» можно считать циничными, однако поставленной цели команда добилась: Грожан потерял лидерство, Феттель победил, Уэббер помог сделать дубль, оба пилота «Ред Булл» не устроили разборки в духе малазийского этапа.

Если вам все равно, что чувствует Уэббер, тактика «Ред Булл» должна вас восхитить – парни Кристиана Хорнера «развели» конкурентов из Энстоуна, поставив их в тупик ранним пит-стопом одной из своих машин.

На самом деле, ничего нового придумано не было: как и в Абу-Даби в 2010 году, один из болидов (разумеется, Уэббера) выступил в роли приманки, отвлекающего маневра – австралийца рано зазвали на второй пит-стоп, чтобы сбить «Лотус» с задуманного плана двух остановок и вынудить Грожана пораньше заехать в боксы. Феттелю же требовалось растягивать свои гоночные отрезки, чтобы остаться на стратегии двух пит-стопов.

Если бы подопечные Эрика Булье продолжили придерживаться заранее выбранного плана и продержали Грожана на трассе еще кругов восемь, заключительный отрезок пилота «Лотуса» оказался бы не таким длинным, шины были бы более свежими и на финише на одинаковой тактике Ромен смог бы на равных бороться с лидером «Ред Булл».

Похоже, что в «Лотусе» сначала не хотели менять план, но после того как команда увидела скорость никем не сдерживаемого Уэббера (который после второго пит-стопа поехал на 1 – 2 секунды быстрее Феттеля и Грожана), она срочно зазвала Ромена в боксы: стратеги из Энстоуна опасались, что такими темпами австралиец серьезно сократит отставание и на заключительном отрезке будет угрозой из-за более свежих покрышек.

Возможно, командный мостик «Лотуса» также хотел сыграть на опережение и организовать второй пит-стоп раньше Феттеля, чтобы оставить Грожана на трассе впереди немца, однако что бы ни думала английская команда, она ошиблась.

Второй пит-стоп Грожан провел на 29-м круге – на 4 круга позже Уэббера (который за счет свежих шин отыграл 8 секунд, вырвался вперед, а затем продолжил отрываться от более медленного «Лотуса») и на 8 кругов раньше Феттеля, и в результате коллектив из Энстоуна попал в безвыходную ситуацию: хоть Себастьяна и Марка еще ждали последние остановки и вернуться на трассу они должны были сразу за Грожаном, в их распоряжении при этом оказывались новенькие покрышки, с которыми не могла сравниться потрепанная резина на «Лотусе».

Все так и вышло: сначала после своего пит-стопа с задачей опередить Грожана справился Феттель, а затем – Уэббер. Правда, австралийцу обгон удался значительно позже (и во многом – благодаря круговым), и он не успел добраться до Себа. Но если бы Марк вовремя прошел Ромена, у него остался бы шанс дотянуться до напарника и решить исход гонки в свою пользу.

Подводя итоги тактического противостояния двух команд, отметим, что «Ред Булл» предложил «Лотусу» развести стратегии всех трех гонщиков, и подопечные Эрика Булье согласились. Обвинить в легкомыслии парней в черных рубашках легко, однако важно помнить, что им приходилось учитывать замыслы сразу двух гоночных бригад, и бороться на равных в такой ситуации было тяжело.

Что касается «быков», то со стратегической точки зрения команда поступила верно – перевела одного из пилотов на иную стратегию, ведь иначе Грожан до самого финиша сдерживал бы оба болида «Ред Булл». И хотя «зайцем» при этом можно было сделать Феттеля, а не Уэббера, логика руководства понятна: борьбу за титул ведет Себ (к тому же – любимый пилот) – не Марк. Огорчаться из-за подобных вещей уже немного поздно.

Реклама 18+

Плохой день «Мерседеса»

«Сузука» становится для Льиюса Хэмилтона заколдованным местом: после 2009 года, независимо от скорости машины англичанин финиширует здесь не выше пятого места.

На этот раз Гран-при для пилота «Мерседеса» прошел еще хуже: уже на старте между Хэмилтоном и Феттелем произошел небольшой контакт, который привел к проколу заднего правого колеса серебристой машины.

Прокол в самом начале круга – это плохо, но еще хуже, когда разорвавшаяся покрышка во время возвращения в боксы методично разрушает заднюю часть болида. Именно это и произошло с W04 – поврежденный автомобиль стал медленным, перестал слушаться пилота, и в итоге команда приняла решение прекратить мучения Льюиса.

Нико Росбергу «Сузука» также не доставила радости – неплохой заезд был разрушен ошибкой механиков на пит-стопе, рано выпустивших немца на пит-лейн, и неожиданно суровым штрафом стюардов, решивших за небезопасный выпуск наказать пилота, а не команду. Потеряв много времени из-за отбытия наказания, Нико финишировал только восьмым.

Кстати, на пит-лейн сегодня творилось много странных вещей. Например, знатно накосячили механики «Макларена», помешавшие Дженсону Баттону и Серхио Пересу заработать серьезные очки...

Прорывы Алонсо и Райкконена в топ-5

Как и ожидалось, после не самой удачной квалификации Фернандо и Кими неплохо отыгрались в гонке, прорвавшись из конца топ-10 в группу лидеров. Финн при этом успел сначала провалить старт, а затем совершил впечатляющий камбэк, завершившийся взятием «крепости Хюлькенберга».

Фернандо также довелось побороться с неуступчивым пилотом «Заубера», и, в отличие от корейского этапа, испанец все-таки вырвался вперед. Финиш Алонсо на четвертом месте отдалил день коронации Феттеля как минимум на две недели.

«Паровозик» Риккардо и первые очки Гутьерреса

Эстебан Гутьеррес заработал первые очки в «Формуле-1». Фото: REUTERS/Toru Hanai

Необгонность «Сузуки» неплохо продемонстрировал Дэн Риккардо: будущий пилот «Ред Булл» избрал стратегию с очень поздним заездом в боксы, и за счет этого решения долго мучил быстрых соперников, сменивших шины и оказавшихся позади. По ходу Гран-при австралиец в лучших традициях Ярно Трулли сдерживал чуть ли не половину пелотона, а за его спиной творился настоящий хаос – в плотной группе конкуренты без устали атаковали друг друга, не стесняясь в случае надобности выпихивать коллег с трассы.

Не меньше других усердствовал Эстебан Гутьеррес, но, к счастью, на этот раз мексиканец не попал ни в какие передряги и даже финишировал на седьмом месте, впервые в карьере в «Ф-1» набрав очки.

Риккардо же очков не набрал. Возможно, нестандартная стратегия и дала бы какой-нибудь результат, но узнать это уже нельзя – по ходу заезда за обгон одного из соперников за пределами трассы Дэн получил штраф, который сломал его гонку. Для «Торо Россо» все это тем более печально, если учесть, что «Заубер» двумя пилотами пробрался в топ-10 и сделал качественный рывок в Кубке конструкторов – седьмое место все дальше от Фаэнцы.

Как Феттель выиграл Гран-при Японии