8 мин.

Непредсказуемый Монреаль. 5 причин смотреть Гран-при Канады

Необычные требования

Для характеристики трассы имени Жиля Вильнева в прессе используется множество различных эпитетов: от опасной и уникальной до нестабильной и захватывающей. Но наиболее точным, кажется, будет – требовательная. Автодром в Монреале требователен как к пилотам – которым нельзя расслабляться даже во время уверенного лидерства в гонке, – так и к болидам и механикам.

В отличие от почти всех предыдущих Гран-при сезона, где на первом месте стояли аэродинамика и работа с шинами, в Канаде немного другие приоритеты. Хорошая тяга при выходе из медленных поворотов и разгонная динамика, высокая максимальная скорость и средний уровень прижимной силы – лишь часть требований трассы. Главной проблемой, с которой столкнутся все – это тормоза и умение с ними работать.

Шиканы, разрывающие прямые, создают нагрузку на машины в виде четырех серьезных торможений. Система охлаждения тормозов попросту не справляется со своей работой как следует, так что тормозам, как, впрочем, и коробке передач приходится работать очень интенсивно. На последних кругах гонки тормозные диски, как правило, очень изношены, что иногда позволяет пилотам, обычно не участвующим в борьбе за высокие места, подниматься на пьедестал, а лидерам чемпионата остаться без очков. Не стоит забывать и о гладком покрытии трассы, влияющем на устойчивость болида, и, как следствие, на тормоза.

Стабильность на торможении и аккуратность при атаке поребриков – это один из факторов, влияющих на успех в гонке. Как показывает опыт предыдущих гонок, некоторым парням в пелотоне придется хорошенько потрудиться.

Нестабильные шины

Проколы, серьезный износ шин, не позволяющий избрать тактику с минимальным количеством пит-стопов – а порой даже являющийся причиной схода некоторых гонщиков – и взрывы покрышек – все это «Формуле-1» подарила резина «Пирелли» образца 2013 года.

Если в начале сезона шины критиковались с осторожностью, то сейчас от былой дипломатичности не осталось и следа. В результате итальянская компания планирует вернуть компаунды, в основе которых кевларовый (а не стальной) каркас и в коих нет различия между задними покрышками для левой и правой стороны. Обновленная резина лишит участников чемпионата мира возможности менять местами задние покрышки, и, возможно, отбросит назад некоторые продвинутые конюшни.

Впрочем, из-за сопротивления со стороны «Феррари», «Лотуса» и «Форс-Индии» «Пирелли» откладывает полноценный переход на новые шины. В Монреале измененная резина будет доступна командам только в пятничных свободных заездах. Если вспомнить уникальность местной трассы, редко использующейся для гонок, и тот факт, что в первый день уик-энда асфальт грязный и с низким уровнем сцепления, то целесообразность такого тестирования не совсем ясна.

Мало того, что столь требовательный к тормозам, мотору и резине автодром и так заставляет весь обслуживающий персонал работать в усиленном режиме, дабы найти оптимальный баланс и настройки для машин, так еще и новые шины внесут неразбериху в первый день свободных заездов…

Но, возможно, именно это и подарит болельщикам интересную и увлекательную борьбу, а свободные заезды станут еще занимательнее.

Нелегкий выбор стратегии

Сильное зернение задних шин заставляет команды тщательно подходить к контролю износа резины и выбору стратегии на гонку.

В Монреаль «Пирелли» привезла сверхмягкий и средний составы шин. По мнению некоторых, разница между «суперсофтом» и «медиумом» в квалификации достигнет одной секунды на круге, что предопределит выбор на финальный сегмент субботней сессии и скажется на количестве пит-стопов.

Возможно, кто-то попробует преодолеть дистанцию Гран-при с двумя остановками, но с шинами образца 2013 года и из-за особенностей трассы это будет весьма и весьма затруднительно. Не стоит забывать и об автомобиле безопасности. За последние 11 Гран-при Канады он выезжал на трассу семь раз, то есть, вероятность появления в гонке Бернда Майлендера в Монреале достигает 67 процентов – это тоже влияет на расстановку сил и вносит свои коррективы в избранные командами тактики.

Еще одним фактором, влияющим на исход гонки, может стать изменчивая погода. За многолетнюю историю проведения гонок в Монреале хотя бы в один из дней уик-энда идет дождь.

Согласно прогнозам синоптиков, в пятницу и субботу возможны осадки, но гонка в воскресенье пройдет в сухую погоду. Температура ожидается низкая (от 13 до 19 градусов по Цельсию) – что существенно ниже, чем в прошлые годы, – и она также способна повлиять на степень износа шин.

Эти факторы могут серьезно повлиять на ход гонки и помочь добраться до подиума тем, кто своевременно реагирует на изменение погодных условий и умело им противостоит.

Поддержит ли «Мерседес» победную форму?

Что создает в этом году лишнюю головную боль инженерам и гонщикам, а болельщикам – тем для дискуссий, так это резина. А в свете набирающего обороты «шинного скандала» тем для рассуждений прибавилось и у журналистов. Как повлияли тесты на скорость «Мерседеса»? Был ли успех в Монако разовым и связанным с тем, что городская трасса не предъявляет к шинам высоких требований, или немецкая конюшня действительно прибавила в работе с покрышками? Этап в Монреале может и не даст точного ответа на эти вопросы, но хотя бы приблизит к разгадке. Так что за «Мерседесом» и его пилотами в Канаде будут очень пристально следить и болельщики, и другие коллективы.

Если судить по прошлым сезонам, то для «Мерседеса» эту трассу нельзя назвать очень успешной: лучшими результатами были 4-е место Шумахера в 2011 году, и 5-е у Росберга в 2012-м. Нико и вовсе тут не везет. Его неплохие квалификационные заезды только дважды заканчивались финишем в очковой зоне. Самым удачным же для него был прошлый год, но тогда и напарник по команде, и набор шин были другими.

Вот здесь и кроется интрига: если пилоты «Мерседеса» и продолжат побеждать, то кто именно? Нико Росберг, переживающий подъем, или Льюис Хэмилтон, которому трасса в Монреале покорялась не однажды? В копилке последнего три победы (в 2007, 2010, 2012 годах), как и у Нельсона Пике, и если Льюис сможет покорить эту вершину в четвертый раз, то приблизится на один шаг к рекорду Шумахера, который здесь семь раз поднимался на высшую ступень подиума.

Еще одной командой, отметившейся участием в секретных тестах шин и способной бороться за победу в Монреале, является «Феррари». Скудерия традиционно сильна на трассах, где нужна хорошая тяга на выходе из поворотов и устойчивость на торможении, гонщики настроены позитивно, а болид у «алых» в этом году выглядит значительно быстрее, чем в прошлых сезонах…

Последние три Гран-при Канады выигрывали гонщики «Макларена», однако в нынешнем сезоне британская конюшня пока далека от побед. Впрочем, в переменных погодных условиях Дженсон Баттон может запросто добраться до подиума, а тормозные зоны словно созданы для жестких атак Серхио Переса.

Себастьян Феттель, ни разу не побеждавший в Канаде, но всегда показывающий хороший результат в квалификации, в этом году настроен решительно. Однако «Ред Булл» в Канаде приезжал на подиум всего в двух гонках: в 2011 году на пьедестал почета взошли Феттель и Уэббер, а в 2008-м последнего подиума в карьере добился Дэвид Култхард. Показательно также, что «быки» в Монреале еще ни разу не реализовали преимущество поул-позиции.

Наконец, из числа претендентов на победу не стоит исключать Кими Райкконена. В прошлом году «Лотус» доказал, что способен добраться до самых высоких мест за счет бережного обращения с шинами.

Высокая аварийность

Предъявляемые требования к болидам, настройкам и самим гонщикам столь высоки, что высокая аварийность на автодроме имени Жиля Вильнева ни для кого не является сюрпризом.

Умение работать с тормозами, знаменитая «стена чемпионов», гладкое покрытие, мусор, которого не становится меньше по ходу гонки, слепые повороты, близость ограждений к самой трассе, которые из-за высокой скорости болидов становятся не менее опасными, чем барьеры в Монако, комбинация из длинных прямых и медленных шикан, множество мест для обгонов – все это только увеличивает риск ошибок.

Предельная собранность, высокая концентрация и правильно выбранная стратегия не являются залогом успеха для каждого в отдельности. На треке одновременно находится 22 гонщика, у всех свои планы и стиль пилотирования. И когда на высокой скорости происходит столкновение интересов двух пилотов разных команд, никто не даст гарантию, что все решится мирно. Прошедший Гран-при Монако – тому подтверждение.

Так, спокойно начавший сезон Ромен Грожан не смог надолго спрятать свою боевую натуру и поддался порыву, за что и заработал штраф в виде потери 10 позиций в Монреале. Успокоит ли это Ромена или послужит катализатором для будущих аварий – станет ясно уже совсем скоро.

Гиперактивно ведет себя и Серхио Перес. Мексиканец успел перейти дорогу Баттону, Алонсо и Райкконену, и не похоже, что после инцидентов в Монако он намерен менять свой гоночный стиль. Впрочем, на канадской трассе гораздо больше возможностей обгонов и смелых маневров: шпилька в десятом повороте, связка 6-го и 7-го виражей и, разумеется, две зоны DRS с хорошими возможностями для успешных атак. Возможно, в Монреале захватывающие маневры Переса увенчаются большим успехом, чем на предыдущем этапе.

Никто не может утверждать, что именно будет происходить на трассе в Канаде, но в том, что гонка окажется захватывающей и зрелищной, сомневаться практически не приходится.

Зачем «Уильямс» променял «Рено» на «Мерседес»?

Тихие игры. К чему приведут тесты «Мерседеса»