11 мин.

Итоги года. «Уильямс», «Торо Россо», «Заубер»

«Уильямс»

Цели

Перед стартом чемпионата в «Уильямсе» осторожно надеялись на попадание в первую пятерку Кубка конструкторов. Инженеры коллектива реализовали достаточно смелую идею в задней части машины – FW33 укомплектовывался очень компактной коробкой передач, которая, по задумке специалистов, помогла бы заметно повысить эффективность аэродинамического потока в задней части автомобиля.

Помимо прочего в команде рассчитывали на прошлогодний опыт работы с двигателями «Косуорт» и гонщиком Рубенсом Баррикелло – преемственность должна была позволить оптимизировать работу отдельных деталей, чей базис был заложен еще в конце 2009 года, а также продолжить подниматься в таблице командного зачета.

Лучшая гонка

На Гран-при Монако, где роль пилота имеет повышенное значение, за несколько кругов до финиша Пастор Мальдонадо занимал шестую позицию, уступая лишь гонщикам трех топ-команд. Совершить сенсацию венесуэльцу помешало столкновение с Льюисом Хэмилтоном, когда англичанин провел рискованную атаку на входе в «Сен-Дево».

Несмотря на этот эпизод, гонка в Монако принесла команде «Уильямс» первые очки в сезоне – Рубенс Баррикелло все же смог добраться до финиша на девятой позиции. Впрочем, немалую роль в результате бразильца сыграли проблемы впередиидущих пилотов.

Худшая гонка

Низшей точкой команды и символом всех проблем коллектива стал, пожалуй, Гран-при Индии. Средний, по меркам прошедшего сезона, результат в квалификации в очередной раз не удалось реализовать во что-либо стоящее.

Стартовый инцидент с участием Баррикелло отбросил спортсмена в конец пелотона. Этот эпизод предопределил финиш ветерана позади всех, кроме представителей новых команд. Для Мальдонадо этап завершился еще хуже – на тринадцатом круге отказала трансмиссия.

В тот уик-энд непонятный совершенно никому курс технического департамента (если он – курс – вообще был) привел к закономерному итогу в виде незаметного и беспомощного выступления некогда великой команды.

Пилоты

Перед стартом чемпионата в команде был ярко выраженный лидер – многоопытный Баррикелло должен был стать наставником дебютанта Мальдонадо. Однако по чистой скорости венесуэлец не уступал напарнику: все три попадания в Q3 по ходу сезона – на счету чемпиона GP2 2010 года. Впрочем, отсутствие опыта помешало Пастору быстро адаптироваться к новой технике, а потому на гоночной дистанции Рубенс выглядел значительно стабильнее. В итоге 80 процентов очков – четыре из пяти – набрал именно опытный Баррикелло.

Развитие болида

Недостаток ресурсов, а также не самая эффективная структура команды, не позволили выстроить надлежащий график работы над улучшением машины. Проектирование амбициозной компоновки задней части машины, а также переработанная подвеска, помешали команде вовремя излечить детские болезни автомобиля.

Перетряска инженерного состава в середине чемпионата также не способствовали развитию машины. Таким образом, по ходу всего первенства «Уильямс» находился на одном уровне – позади «старых» команд, но впереди новых.

Впечатление

Прошедший сезон стал худшим в истории «Уильямса». Нехватка ресурсов и структурные проблемы лишь усугубили некоторые просчеты при проектировании шасси. При этом проблемы внутри коллектива оказались столь велики, что привели к уходу Сэма Майкла, о котором даже после его ухода тепло отзывались очень многие в Гроуве, включая железного Фрэнка Уильямса.

«Торо Россо»

Цели

На презентации новой машины руководитель команды Франц Тост заявил, что в 2012 году «Торо Россо» ставит перед собой задачу в виде восьмого места Кубка конструкторов, а по ходу чемпионата планирует навязать борьбу коллективам «средней зоны»: «Уильямсом», «Заубером» и «Форс-Индией».

Сезон-2011 также должен быть доказать состоятельность команды в режиме свободного плавания – STR6 была лишь второй машиной, построенной усилиями «Торо Россо», а не инженерами «Ред Булл Текнолоджи».

В случае не выполнения поставленных целей, по словам Тоста, руководитель готов был понести личную ответственность.

Лучшая гонка

Наибольшего успеха «Торо Россо» добились на Гран-при Кореи. К тому моменту команде удалось решить проблемы с чрезмерным износом задних шин, а постоянный прессинг со стороны Гельмута Марко из дестабилизирующего пилотов фактора превратился в дополнительную мотивацию Хайме Альгерсуари и Себастьяна Буэми.

Благодаря экономному обращению с резиной во второй части сезона, в Корее гонщики «Торо Россо» сумели отыграть по нескольку позиций и финишировать на седьмом и девятом местах. Это был третий и самый результативный двойной финиш команды в очковой зоне – восемь корейских очков составили 19,5 процентов от итогового результата в Кубке конструкторов.

Худшая гонка

Одним из самых символичных провалов команды по ходу чемпионата стал Гран-при Японии. Себастьян Буэми неплохо начал гонку и постепенно поднимался по классификации, и тем не менее на 12-м круге был вынужден прекратить заезд – механики не закрепили колесо на пит-стопе. Буэми оказался единственным неклассифицированным в этом Гран-при.

Альгерсуари до финиша доехал, хотя вся гонка превратилась для пилота в сущий кошмар – двигатель слишком рано упирался в лимитатор, а автомобиль терял слишком много прижимной силы, находясь позади соперников.

В итоге вопиющие ошибки команды на пит-стопах и в подборе настроек свели на нет все усилия гонщиков.

Пилоты

В квалификационном противостоянии Буэми разгромил Альгерсуари со счетом 13-6. Подобным образом развивалось соперничество напарников и в гонках начала сезона – после Гран-при Монако на счету Себастьяна было семь очков, тогда как Хайме ни разу не смог набрать зачетных баллов.

Но затем испанцу удалось переломить тенденцию – уже через три гонки Альгерсуари опередил Буэми в общем зачете, а по итогам чемпионата испанский диджей победил призера многих значимых европейских молодежных серий со счетом 26-15.

Развитие болида

По ходу чемпионата инженеры «Торо Россо» добились заметного прогресса в работе с шинами – поначалу одним из слабейших мест STR6 была быстрый износ задней резины. В кратчайшие сроки техника из Фаэнцы смогла эволюционировать столь сильно, что экономичное расходование шин на дистанции гонки стало сильной стороной команды и позволило набирать больше очков за счет консервативной тактики в воскресенье.

Также стоит отметить, что именно этот момент стал ключевым во внутрикомандной борьбе – снизившиеся темпы износа шин позволили нивелировать агрессивную манеру пилотажа Альгерсуари, что в итоге привело к победе испанца над напарником.

Впечатление

Поставленные перед началом сезона цели были выполнены на половину – команда заняла восьмое место в Кубке конструкторов, но по-настоящему навязать борьбу «Зауберу» или «Форс-Индии» так и не удалось. Да и восьмое место подопечные Франца Тоста не отобрали у «Уильямса», а унаследовали – выступления Гроува были столь провальными, что не опередить «Уильямс» было сложнее, чем проиграть ему.

Впрочем, в некотором роде прошедший сезон развивался по наихудшему сценарию для Дитриха Матешица – вновь неопределенность. Этот год не принес австрийскому магнату ни серьезных поводов продавать команду, ни второго Феттеля.

«Заубер»

Цели

На презентации новой машины «Заубер» руководство команды не озвучило каких-либо конкретных целей относительно предстоящего сезона, ограничившись фразой о «лучшей позиции в Кубке конструкторов».

Впрочем, учитывая финансовую поддержку, усилившуюся со стороны Мексики, а также стабильность инженерного состава, намерение занять шестое место – первое после пяти крупнейших участников первенства – читалось и неспециалистами.

Лучшая гонка

На Гран-при Австралии – стартовом этапе сезона – авторами главной сенсации стал именно швейцарский коллектив. По ходу зимних тестов «страшилки» о быстром износе шин «Пирелли» перед сном рассказывали всем пилотам. Но дальновидные инженеры «Заубера» с самого начала построили автомобиль, заточенный на предельно экономичное обращение с резиной.

Благодаря тактике одного пит-стопа Серхио Перес в первой в своей жизни гонке в «Формуле-1» финишировал седьмым, а Камуи Кобаяси пересек финишную черту следом за напарником. После гонки выяснилось, что команда допустила ошибку в расчетах заднего антикрыла, и, хотя эта провинность не принесла коллективу никакой выгоды, обе C30 были исключены из протоколов и лишены десяти очков.

Впрочем, в Монако Кобаяси в одиночку удалось принести в копилку коллектива другой «червонец» – благодаря длинному отрезку на «суперсофте» японец выбился на пятую позицию в гонке и посвятил результат Пересу, получившему травму в квалификации и пропустившему гонку.

Худшая гонка

На Гран-при Италии в «Заубер» решили сделать ставку на затянутый отрезок на «медиуме», но ни для одного из пилотов эта идея не сработала. Тактика Кобаяси оказалась испорчена уже на старте, когда японец повредил переднее антикрыло в крупной аварии на старте, после чего пал жертвой трансмиссии.

Гонка Переса складывалась удачнее – стартовавший с 15-го места мексиканец одно время шел седьмым, но позже и на его машине приказала долго жить коробка передач. Двойной сход на Гран-при Италии стал единственным для швейцарского коллектива в прошедшем сезоне.

Пилоты

Серебряный призер GP2 2010 года с самого начала показал, что не намерен быть мальчиком для битья, и в конце сезона со значительным перевесом победил Кобаяси в квалификациях – мексиканец уступал напарнику в субботу лишь в одном случае из трех.

Но в гонках более опытный Камуи поначалу набирал очки в чудовищном темпе – после Гран-при Европы Камуи побеждал Серхио в общем зачете со счетом 25-2. Однако в 11 последних этапах сезона ситуация несколько изменилась – на уступавшей в темпах развития машине Перес набрал дюжину очков, тогда как Кобаяси ограничился лишь пятью.

По итогам сезона Кобаяси все же одержал верх с двукратным преимуществом (30-14), но стало очевидным, что было бы некорректно называть Переса чистым вторым пилотом команды.

Развитие болида

После девяти этапов сезона «Заубер» уверенно занимал шестую позицию чемпионата – наивысший возможный для небольшого коллектива результат в сегодняшних реалиях «Формулы-1». Отрыв подопечных Петера Заубера от ближайших преследователей исчислялся даже не отдельными очками: Перес и Кобаяси набрали почти вдвое больше очков, чем пилоты «Торо Россо» и «Форс-Индии» – 33 против 17 у гонщиков Тоста и 12 у представителей Малльи.

Затем «Заубер» пал жертвой политики ФИА. В Великобритании Федерация начала кампанию по запрету активного использования выхлопных газов в «Формуле-1», в результате чего в Хинвиле закрыли программу исследований в этой области. Затем автоспортивные чиновники оказались менее принципиальными в вопросах «выдувных диффузоров», но Джеймс Ки и его подчиненные уже переключились на другие задачи.

Таким образом «Зауберу» не удалось сохранить преимущество относительно «Форс-Индии», хотя каких-либо кардинальных просчетов за техническим штабом в Хинвиле замечено не было.

Впечатление

В первой половине сезона «Заубер» произвел отличное впечатление – лишь во второй полный сезон без поддержки «БМВ» команда заняла первое место среди небольших команд, а молодые гонщики Кобаяси и Перес показывали результаты, которые сделали их самой перспективной парой пилотов.

Впрочем, после Гран-при Великобритании в выступлениях команды наметился значительный спад, однако такое развитие событий во многом связано с политикой ФИА. С другой стороны, факт остается фактом – в десяти последних гонках «Заубер» проиграл «Форс-Индии» 46 очков.