10 самых невезучих гонщиков «Формулы-1»
Кто больший неудачник – Жан Алези или Стирлинг Мосс? Первый за карьеру выиграл лишь один Гран-при, и по праву считается одним из самых невезучих спортсменов, а второй добился 16-ти побед, но, несмотря на несколько отличных шансов, ни разу не стал чемпионом мира. Можно ли считать неудачником Найджела Мэнселла, который невероятные 93 раза не добирался до финиша, но все же выиграл титул? И как быть с Ником Хайдфельдом, который провел 183 Гран-при, несколько раз финишировал вторым, но так и не взошел на верхнюю ступень подиума?
Универсальной формулы, по которой можно выявить абсолютных неудачников в автоспорте, нет, но почему бы не выбрать невезучих парней по какому-нибудь одному признаку? Например, по количеству сходов по отношению к проведенным Гран-при, ведь для многих пилотов в гонках нет ничего хуже отказа техники или аварии – независимо от занимаемой позиции по ходу заезда.
Пьеркарло Гинцани (76 стартов – 58 сходов)
Уроженец Бергамо – абсолютный лидер нашего рейтинга. Пьеркарло не добрался до финиша в 76,32 % своих гонок. Сказать, что он был невезуч в «Формуле-1» – это не сказать ничего. Итальянец выступал за неправильные команды, причем частенько – в их худшие годы. Самым ужасным стал сезон-1986, когда, выступая за «Озеллу», Гинцани лишь один раз в 15-ти Гран-при увидел клетчатый флаг.
Немногим лучше обстояли дела в «Лижье» и «Цакспиде», а вот семь гонок за «Тоулмен» оказались совсем разочаровывающими – ни одного финиша.
Спортивная жизнь за пределами «Формулы-1» у Гинцани сложилась успешнее – за рулем «Порше» он выиграл гонку «Фудзи-1000», а в 90-х руководил командами в итальянской и немецкой «Ф-3», а также в серии A1 GP.
Жан-Пьер Жабуй (49 стартов – 37 сходов)
Одному из лучших французских пилотов в «Формуле-1» не хватило только одного – надежной машины. Несмотря на две победы для «Рено» в 1979-м и 1980-м годах, успешной его карьеру назвать нельзя – чаще всего имя Жабуя мелькало среди сошедших. Вины гонщика в неудачах практически не было – добиваться побед мешала техника, особенно крайне ненадежный турбомотор «Рено».
Во многом благодаря Жан-Пьеру французская команда сумела преодолеть «детские болезни», однако пилот не смог воспользоваться плодами своих трудов. На Гран-при Канады 1980 года он сломал ноги, и в следующем сезоне его место занял молодой Ален Прост. Жабуй вернулся в «Формулу-1» с «Лижье», однако спустя три гонки (в двух он не добрался до финиша), повесил шлем на гвоздь.
Фото: /Getty Images/Allsport
Тео Фаби (64 старта – 48 сходов)
Вопреки распространенному мнению, Теодорико Фаби не был бесталанным. Да, его первые годы в «Ф-1» сложились не слишком удачно, вследствие чего он перебрался в CART, но в американской серии итальянец раскрылся, стал новичком года, а затем вернулся в «Формулу-1» в команду «Брэбэм» Берни Экклстоуна. Увы, лучшие годы конюшни были уже позади, и в 12-ти Гран-при Фаби лишь четыре раза добрался до финиша.
Затем последовал переход в «Тоулмен/Бенеттон», но результаты не улучшились. Да, были три поула, был подиум, но в целом Фаби смотрелся бледнее Герхарда Бергера, а затем – Тьерри Бутсена, и в итоге покинул «Формулу-1».
Типичный случай «везения» Фаби
Бертран Гашо (47 стартов – 34 схода)
Если об этом французе когда-нибудь и снимут фильм, то он будет входить в цикл «полные неудачники». Нет, конечно, кроме Гашо среди аутсайдеров «Формулы-1» встречались и другие знаковые фигуры, как, скажем, Перри Маккарти (тот самый черный Стиг в программе Top Gear), однако карьера Бертрана сложилась куда трагичнее, хотя бы потому, что в отличие от многих коллег-лузеров, у него был неплохой шанс закрепиться в команде-середняке.
Не обращайте внимания на то, что у Гашо всего 47 стартов – он 84 раза приезжал на Гран-при, но чуть ли не в половине случаев смотрел гонку по телевизору, поскольку в его руках была настолько «потрясающая» техника, что пилот просто не мог пройти квалификацию.
Шанс появился в 1991-м в составе новой команды Эдди Джордана. Несколько сходов, но также и финиши в очковой зоне, а затем… Затем знаменитое показательное дело в суде в связи с дракой в такси, тюрьма и потерянное место в пользу Михаэля Шумахера (а затем – Роберто Морено). С того момента карьера Гашо полетела под откос: выступления в чахлом «Ляррузе», еще более слабом «Пасифике» и бесконечные сходы (это когда удавалось пройти квалификацию) привели к концу карьеры.
Фото: /Getty Images/Darrell Ingham
Иван Капелли (93 старта – 67 сходов)
Иван Капелли считался одним из лучших гонщиков своего поколения в солнечной Италии. В «Марче» он регулярно напоминал боссам «Формулы-1» о своем таланте, однако ненадежная техника сводила на нет все усилия гонщика. Однако даже полоса неудач не помешала Ивану перейти в команду-мечту любого итальянца – в «Феррари». Увы, именно Скудерия и похоронила карьеру Капелли. Появившись в раздираемой противоречиями команде, которая не смогла построить конкурентоспособный автомобиль, парень попал под жесточайший прессинг со стороны руководства и прессы.
После каждой неудачной гонки итальянские газеты в пух и прах разносили Капелли, в результате чего пилот занервничал и стал допускать больше ошибок. Разумеется, сходы и аварии не способствовали улучшению ситуации. В конце концов «Феррари» избавилась от Капелли, и морально сломанный спортсмен ушел в «Джордан», однако после двух Гран-при в составе ирландской конюшни был вынужден завершить карьеру. Сегодня Капелли комментирует «Формулу-1» на телевидении.
Эффектный сход Капелли в Монако
Андреа де Чезарис (208 стартов – 148 сходов)
Далеко не все помнят о том, что одной из первых команд де Чезариса когда-то был «Макларен» Рона Денниса. Однако после сезона, полного аварий и глупых сходов, англичанин побежал скорее набирать номер Ники Лауды, а итальянец вернулся в «Альфа-Ромео».
Впрочем, невнимательные зрители вряд ли заметили разницу – де Чезарис по-прежнему выступал на машине в цветах «Мальборо», и по-прежнему крушил болиды, отбойники и соперников.
Становление Андреа как стабильного пилота продолжалось долго, однако когда он наконец перестал допускать ошибки, фортуна, криво усмехнувшись, продолжила подсовывать парню бракованные автомобили и ненадежные моторы. Итого – 148 сходов – это рекорд «Формулы-1».
Андреа принадлежит и другой рекорд – он провел 208 Гран-при, но ни разу не добился победы.
Кстати, при попытке погуглить де Чезариса, поисковик не теряется, и сразу предлагает вариант «de cesaris crash».
Фото: /Getty Images/Allsport/Mike Cooper
Артуро Мерцарио (57 стартов – 47 сходов)
Сын успешного строительного подрядчика начал карьеру в «Формуле-1» не где-нибудь, а сразу в «Феррари», после того, как основной пилот команды Клей Регаццони сломал руку в футбольном матче. В дебютной гонке в Британии Артуро финишировал шестым, шел на втором месте в Германии, и в итоге получил место основного гонщика на сезон-1973. Увы, карьера Мерцарио в Скудерии пришлась на тяжелые времена конюшни, и после ужасного года от парня избавились.
Несколько лет скитаний по командам средней руки («Уильямс» и «Марч») ни к чему не привели – сходы, сходы, сходы. В конце концов, Артуро решил создать собственную конюшню, но больших успехов добиться не сумел, и в 1980-м году решил завязать с «Формулой-1».
Джеки Оливер (49 стартов – 33 схода)
Многим болельщикам Оливер известен в качестве основателя команды «Эрроуз», однако прежде чем взяться за управление конюшней, Джеки немало намучился за рулем гоночного автомобиля «Ф-1».
Дебют Оливера состоялся в 1968 году – он заменил в «Лотусе» погибшего Джима Кларка. Несмотря на череду сходов, Джеки сумел закончить сезон на высокой ноте – финишировав третьим на Гран-при Мексики. Но дальше дела совсем не заладились. Переход в «БРМ» ни к чему хорошему не привел – из-за ненадежной машины англичанин частенько заканчивал гонки на обочине. В других командах, в том числе, в «Шэдоу», удачных финишей тоже было мало, зато в других гоночных сериях удалось добиться отличных результатов. В частности, Оливер выиграл «24 часа Дайтоны» и титул в «КанАм».
Юкио Катаяма (95 стартов – 67 сходов)
По рассказам очевидцев, это весьма необычный человек. Карьера Юкио началась в качестве механика, но уже через несколько лет он рванул в Париж, поскольку считал этот город столицей Англии, которая, как известно, является центром европейского автоспорта.
После нескольких лет выступлений в европейских гонках (не самых удачных, надо сказать, поскольку после одной из них он сломал ноги и шею), Катаяма вернулся в Японию, где добился первых крупных побед. Успехи привлекли спонсоров, и, как следствие, также внимание бедных коллективов «Формулы-1» – так состоялся дебют в конюшне «Лярруз».
В дальнейшем Катаяма попал в «Тиррелл» – во многом благодаря поддержке мотористов «Ямахи» и табачной компании «Майлд Севен», – но больше запомнился не несколькими финишами в очках, а порой совершенно неадекватным поведением на трассе: многочисленные развороты, вылеты в самых неожиданных местах и попытки опередить соперников на необгонных участках были визитной карточкой Юкио. В среднем, Катаяма не добирался до финиша в 9-12 гонках сезона (из 16-ти), и в конце концов покинул чемпионат.
После окончания карьеры японец не раз привлекал к себе внимание прессы – он сделал несколько попыток подняться на Эверест без кислородной маски, а также попробовал свои силы в ралли «Париж-Дакар».
Авария Катаямы на старте Гран-при Португалии
(Как всегда, радуют японские комментаторы)
Фото: /Getty Images/Allsport/Mike Cooper
Рикардо Патрезе (256 стартов – 145 сходов)
На десятое место рейтинга следовало бы поставить кого-нибудь вроде Эдди Чивера или Ханса-Йоахима Штука, поскольку эти ребята также частенько не добирались до финиша, однако нельзя не отметить одного из самых больших неудачников «Ф-1» – Рикардо Патрезе.
Итальянец провел 256 гонок, причем 145 раз сходил, и не всегда виной тому была техника – на трассе Рикардо был настоящим сорвиголовой.
Он был невезучим и опасным, но, к счастью, сам избежал серьезных аварий. Сегодня Патрезе просто катается на лыжах, играет в теннис, а на трассе пугает разве что только свою жену.
Фото: /Getty Images/Allsport/Vittorio Zunino Celotto
не всем удалось сделать практически мертвую петлю без последствий
http://www.youtube.com/watch?v=pMoi1sDgN0Y
Итальянцы и французы просто притягивают к себе неудачи, просто удивительно :)
вспоминается Мэнселл с его 4 попытками, близкими как никогда к тому, чтобы взять титулы.... эх..
В помощь: http://www.alleng.ru/mybook/2read/I.htm
Сенну безумно жаль, но называть 3-х кратного чемпиона мира, которого большинство изданий ставят на первое место в рейтингах лучших пилотов за все время проведения чемпионата, рекорды которого держатся до сих пор, невезучим это как то неправильно.
Причём если бы Попов вот так таким ураганом (а он может) комментил старты Петрова, то определенные граждане столько помоев на него вылили бы, ведь нельзя же так за Петрова то, а то мигом запишут в глоропатриоты (для них это очень ругательное и обидное слово), а вот японский коммент не стесняется, всё в порядке.
--------------------------
представляете если бы так комментил Попов:))
Спасибо, хорошая подборка.
Который за 108 гонок в Ф1 множество раз лидировал по ходу дистанции, но либо становился вторым, либо сходил, и так и не выиграл не одного Гран-При?