Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Венгерское Монако

    Заключительная перед месячным перерывом «Формулы-1» гонка состоится в ближайшие выходные в пригороде Будапешта. Гран-при Венгрии придаст вектор работе команд после отпуска, когда участники начнут путь к финалу сезона. И не стоит думать, что он станет типичным европейским этапом в разгаре лета – совокупность самых разных факторов делает предстоящее соревнование уникальным.

    Венгерское Монако
    Венгерское Монако

    «Хунгароринг» считается одной из самых техничных трасс в календаре «Формулы-1». «Это очень требовательная в физическом и психологическом смыслах трасса. Полагаю, она похожа на городской трек с точки зрения конфигурации, количества поворотов и значения аэродинамики машины. Повороты плавно переходят друг в друга, так что важно будет войти в ритм», – отметил Пол ди Реста, выступавший в составе «Форс-Индии» год назад в свободных заездах.

    Сложно долго рассуждать о конфигурации «Хунгароринга» – безумный калейдоскоп поворотов с тремя относительно короткими прямыми. Единственная возможность обогнать соперника появится у гонщика в первом повороте, но для успешного маневра пилот должен подготовить атаку в 12-м, 13-м и 14-м поворотах, раскачивая оборону оппонента. Кроме того, важен отрезок между третьим и пятым виражами – здесь машина дважды за несколько сотен метров меняет направление движения, после чего пилоту предстоит пройти связку правого шестого и левого седьмого поворотов.

    Проявить все свои умения пилоту удастся только в том случае, если инженеры подберут оптимальный баланс автомобиля

    Таким образом, гонщик на протяжении практически всей гонки испытывает боковые перегрузки. А на прямых, где, казалось бы, пилот может перевести дух, ему необходимо быть предельно сосредоточенным, чтобы не допустить не малейшей ошибки на торможениях к первому, пятому или двенадцатому поворотам.

    Но было бы неправильно возлагать всю ответственность на плечи гонщика. Конечно, «Хунгароринг» считается одной из самых пилотажных трасс «Формулы-1» – подтверждением тому может служить гонка 1997 года, когда Дэймон Хилл на посредственном «Эрроузе» долгое время возглавлял гонку, опережая Жака Вильнева на чемпионском «Уильямсе». Но проявить все свои умения пилоту удастся только в том случае, если инженеры подберут оптимальный баланс автомобиля, чтобы тот мог эффективно работать в медленных поворотах и не терять времени в быстрых, по венгерским меркам, отрезках трассы.

    Определяющим моментом настройки машины перед Гран-при Венгрии станет аэродинамика. «Это один из тех треков, где все команды выступают с максимальным уровнем прижимной силы. «Хунгароринг», конечно, не городская трасса, но используемые здесь регулировки очень похожи на те, что применяются в Монако и Сингапуре», – заявил Майк Гаскойн, технический директор «Лотуса».

    Вторым важным моментом с точки зрения эффективности машины станут шины. В предстоящей гонке пилоты будут использовать мягкие и сверхмягкие составы – на Гран-при Монако «Пирелли» привезла такие же компаунды. С гонкой в княжестве предстоящие заезды роднит еще один момент – обе трассы используются весьма редко, поэтому в пятницу покрытие будет очень пыльным, что затруднит принятие каких бы то ни было решений в первый день заездов.

    Технический директор «Лотус-Рено» Джеймс Эллисон в традиционном интервью в преддверии Гран-при отметил, что изменение настроек потенциально снимет около десятой секунды с времени на круга, тогда как улучшение сцепления с асфальтом по ходу заездов даст гонщику около секунды.

    Одним из важнейших факторов, которые повлияют также на работу шин, будет жара. Казалось бы, в такой ситуации выбор мягкой и сверхмягкой резины выглядит нелогичным, однако еще перед Гран-при Монако Пол Хэмбри отметил, что использование этих компаундов обусловлено необходимостью избежать пробуксовок на выходах из поворотов.

    После часа гонки все пилоты будут испытывать физическую усталость, и продолжить атаковать смогут только психологически крепкие спортсмены

    С другой стороны, использование «софта» и «суперсофта» приведет к быстрому разрушению шин. Конечно, по ходу прошедших гонок команды научились отслеживать состояние резины и выбирать оптимальный момент для пит-стопа, но «Хунгароринг» – очень узкая трасса. Большое количество ошметков резины вне траектории на и без того узкой трассе повышает вероятность вылета с трассы в случае помарки на торможении.

    Когда ди Реста говорил о психологической подготовке гонщика, речь шла не только о настрое. Дело в том, что пилот должен несмотря ни на что сохранять на протяжении полутора-двух часов гонки голову холодной. Гонщику необходимо не только сохранять ритм, но и чуть ли не на каждом круге оценивать состояние шин, чтобы поддерживать скорость, но и не уходить с накатанной траектории. После часа гонки все без исключения пилоты будут испытывать физическую усталость, и продолжить атаковать, продолжить анализировать те данные, которые поступают по ходу гонки, смогут только психологически крепкие спортсмены.

    Учитывая все вышесказанное, становится очевидно, что на «Хунгароринге» роль пилота выше, чем на большинстве других трасс. Однако без всесторонней поддержки команды, без полного доверия между гоночным инженером и пилотом стать в этом Гран-при лучшим практически невозможно. Именно поэтому Фернандо Алонсо в 2003-м и Дженсон Баттон в 2006-м одержали здесь свои первые победы, выступая не за самые сильные конюшни тех сезонов.

    Возвращаясь к текущему положению в чемпионате, необходимо отметить, что выделить фаворита в борьбе «Ред Булл», «Макларен» и «Феррари» на данный момент невозможно. Основной проблемой «Феррари» были аэродинамическая эффективность и прогрев жестких шин, но в предстоящей гонке будут использоваться самые мягкие компаунды, а в концовке Гран-при Монако Фернандо Алонсо был одним из претендентов на победу.

    Слабым местом «Макларена» в этом сезоне были квалификации, но на «Нюрбургринге» в прошлую субботу Льюис Хэмилтон совсем чуть-чуть уступил Марку Уэбберу, а Себастьяна Феттеля и вовсе оставил позади. В свою очередь в «Ред Булл» по ходу всего сезона испытывали проблемы с системой KERS – многие пилоты считают, что в Венгрии есть лишь две возможности обогнать: KERS и DRS.

    В последние годы сильнейшей командой Гран-при Венгрии смело можно назвать «Макларен»

    Не стоит также забывать важность квалификации. Раньше в Венгрии поул-позиция считалась половиной успеха. В этом году шины «Пирелли» несколько нивелировали результаты субботних заездов, однако в последних Гран-при, использовавшие примерно одинаковую тактику, гонщики топ-команд шли очень плотно друг к другу. Таким образом, следующий поул в «Формуле-1», конечно, не будет считаться половиной победы, но важность этого подспорья переоценить все еще трудно.

    Но кто бы ни победил в ближайшие выходные, этот триумф будет иметь важнейшее значение, так как форма той или иной команды в предстоящей гонке придаст вектор работы всего технического департамента коллектива на оставшуюся часть сезона.

    В последние годы сильнейшей командой Гран-при Венгрии смело можно назвать «Макларен»: британский коллектив первенствовал на «Хунгароринге» четырежды в шести последних гонках. Что интересно, так это то, что в составе «Макларена» в этот период выигрывали три разных гонщика: дважды Льюис Хэмилтон и по разу Кими Райкконен с Хейкки Ковалайненом. Среди действующих гонщиков здесь побеждали также Марк Уэббер, Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон, но триумфы испанца и англичанина на данный момент являются первыми и последними на этой трассе.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы