8 мин.

Чудесный май Кастроневеша

«500 миль Индианаполиса» – это одна из тех гонок, на которую очень непросто, да и вдобавок бессмысленно навешивать ярлыки. Сейчас, по прошествии двух дней с момента главной гонки сезона в серии «Индикар», весьма тяжело однозначно сказать, получилась ли она достаточно зрелищной и захватывающей. Наверное, дело в том, что в большинстве случаев такие события в гоночном мире ценны вне зависимости от всяких субъективных факторов. Магия Индианаполиса настолько сильна, что смотреть гонку интересно практически всегда, достаточно просто погрузиться в ее непередаваемую атмосферу.

Между традиционным предгоночным исполнением песни «Back Home Again In Indiana», которая является своеобразным гимном «500 миль», уже не одно десятилетие, и слезами Хелио Кастроневеша в «Круге победы» пролегло несколько замечательных часов, наполненных борьбой, инцидентами и драматичными поворотами сюжета. Сухая статистика скажет нам, что бразилец стартовал с поула и финишировал первым, но эти две единички в итоговом протоколе никоим образом не отражают того, насколько же тяжело далась Хелио его третья победа на «Старой кирпичнице». Кто-то может сказать, что победу больше заслужили пилоты «Чип Гэнасси Рейсинг» – Скотт Диксон или же Дарио Франкитти, но умалять триумф Кастроневеша не стоит. Его команда проделала отличную работу, а сам гонщик провел безукоризненную гонку, оказавшись в нужное время в нужном месте. Выиграв в минувшее воскресенье, Хелио присоединился к сонму из восьми без преувеличения великих гонщиков, одержавших три и более победы в великой гонке, и теперь бразилец находится в шаге от легендарного достижения Эй-Джей Фойта, Ала Анзера и Рика Мирса, на счету которых по четыре победы. Учитывая, что Хелио достаточно молод – ему 34 года, можно с уверенностью заявить, что все в его собственных руках.

За две недели до старта Кастроневеш уверенно взял поул, опередив как своего товарища по команде Райана Бриско, так и Дарио Франкитти, ну а по ходу сессий практики он постоянно показывал отличные результаты. И все же уже с самого начала «Инди 500» будущий триумфатор оказался не у дел. Потеряв лидерство на 7 круге, Хелио был вынужден начать долгое преследование, отсиживаясь за спинами более быстрых соперников. Ждать ему пришлось долго, но терпение было вознаграждено сполна…

Старт гонки, что, в принципе, неудивительно, не обошелся без аварии, и уже тем более закономерным стал тот факт, что ее участниками стали Марио Мораеш и Марко Андретти. Тяжело судить, кто больше виноват в случившемся контакте, но итог для молодых пилотов оказался печальным: бразилец выбыл из борьбы сразу же, а Марко пришлось достаточно долгое время провести на ремонте. Кстати говоря, с 2001 года не было такого, чтобы пелотон со старта в боевом режиме проехал не дальше первых двух поворотов, так что отчетная гонка стала в некоторой степени исторической.

На рестарте состоялась уже упоминавшаяся смена лидера. Франкитти совершил стремительную атаку перед первым поворотом и был таков. Шотландец на первых порах не встречал серьезного сопротивления, да и рестарт после аварии Райана Хантер-Рэя удался ему лучше всех, но доминирование красно-белой «десятки» было недолгим: на 54 круге его прошел Бриско, а после второй серии пит-стопов, которая также произошла в режиме коушена, Дарио был уже третьим, пропустив вперед Диксона.

Рестарт на 63 круге стал самым неприятным моментом гонки для Роджера Пенске. Бриско не мог развивать достаточную скорость из-за проблем с одним из колес и моментально откатился в конец пелотона, едва не прихватив с собой Кастроневеша, который просто не имел возможности уверенно разогнаться из-за помехи спереди. Австралиец вскоре отправился на пит-лейн и потерял круг, а Хелио застрял на шестой позиции.

Гонка к тому моменту уже приобрела четкий ритм, так как аварии случались каждые 20-30 кругов и пилоты были вынуждены каждый раз совершать остановки в питах под желтым флагом. Именно на пит-стопах и рестартах происходили смены лидера, в то время как обгонов в боевом режиме было до обидного мало. Сложившимися обстоятельствами уверенно пользовались пилоты Чипа Гэнасси, то и дело отбиравшие друг у друга первую позицию. Поспорить с Диксоном и Франкитти очень долго никому не удавалось, так что начало складываться впечатление, что товарищи по команде разыграют победу между собой, но не тут то было…

Поворотный момент гонки настал, когда на 133 круге стену зацепил Нельсон Филиппе. На трассу вышел пейс-кар, а гонщики отправились на пит-лейн. Отличная работа механиков Кастроневеша и заминка у Франкитти вывели бразильца на второе место, а на рестарте пилот «Тим Пенске» воспользовался своим единственным шансом и в первом повороте нанес разящий выпад на Диксона. Отзащищаться двукратный чемпион серии не сумел, и Кастроневеш вновь оказался впереди. Чтобы вернуться на первое место ему пришлось затратить 134 круга.

Немного удивительным выглядит то, что Диксон не сумел удержать и вторую позицию, на которую вскоре выбралась «темная лошадка» – Уилл Пауэр. Австралиец неспешно продвигался вперед, и за 40 кругов до финиша он неожиданно для всех стал фактором в борьбе за победу. Уилл был невероятно быстр: буквально на глазах он «съел» весь отрыв от Кастроневеша и вполне вероятно вскоре смог бы вырваться вперед, но все карты спутал очередной коушен, вызванный разворотом Джастина Уилсона. Авария британца произошла в крайне щекотливый момент: возникла перспектива напряженной топливной концовки. Около 35 кругов могли продержаться гонщики на трассе, а рестарт случился за 33 круга до финиша, притом, что дозаправку пилоты произвели на 163 круге. Интригу обостряло то, что в группу лидеров неожиданно вернулся Бриско, пит-стоп которого был только потому стремителен, что ему не долили топлива до финиша. Австралиец вернулся на трек вторым, позади Кастроневеша, в то время как горькую чашу разочарования пришлось испить трем претендентам на победу: пит-стопы Франкитти, Диксона и, особенно, Пауэра прошли совсем не гладко. Все трое оказались за пределами лучшей пятерки, что автоматически выводило их из игры.

Только одно могло спасти эту тройку – отсутствие коушенов, а значит интригующая концовка. Но на 174 круге всем надеждам пришел конец: на входе в первый поворот контактировали Рафаэль Матуш и Витор Мейра. На огромной скорости оба болида швырнуло в стену, но если Матуш отделался легким испугом и ушибом колена, то его соотечественник был не так удачлив. Страшный удар задней частью машины об отбойник привел к тому, что Витора пришлось эвакуировать из кокпита: гонщик жаловался на боли в спине. Мейра был доставлен в госпиталь, где у него было обнаружено повреждение двух позвонков. Обошлось без операции, но пока неизвестно, как скоро гонщик вернется в строй.

Авария Матуша и Мейры безусловно затмила инцидент с участием Тони Канаана на 99 круге. Чемпион-2004 проводил отличную гонку, но на задней прямой на его машине возникла техническая неполадка, причина которой пока не установлена. Гонщик сначала контактировал со стеной, после чего его неуправляемый болид пронесся по прямой линии в третьем повороте и в лобовую ударился об отбойник. К счастью, Тони самостоятельно смог покинуть кокпит…

Желтый флаг из-за аварии на 174 круге был очень долгим, и все вопросы о топливной концовке отпали сами собой, да и одним соперником у Кастроневеша стало меньше: Бриско был вынужден заехать в питы на дозаправку, а на второе место выбрался Дэн Уэлдон. 

Дэн явно был не готов соперничать с лидером, что наглядно продемонстрировал заключительный отрезок гонки. Хелио от круга к кругу наращивал свое преимущество, а Уэлдон был занят исключительно тем, что оборонялся от Даники Патрик. На финише он отстал от победителя почти на две секунды.

Значение этой победы для Кастроневеша трудно переоценить. Еще недавно он рисковал быть отлученным от автоспорта на долгое время, а спустя два месяца после того, как с него были сняты обвинения в неуплате налогов, возвращение в «Индикар» ознаменовалось таким триумфом. На церемонии награждения Хелио не скрывал своих эмоций: «Я думаю, мои слезы говорят сами за себя. Это просто невероятный успех. Я хочу поблагодарить Роджера Пенске, Тима Синдрика (главного инженера команды) и всех, причастных к этой победе. Вы вернули мне жизнь». По признанию Хелио этот май стал лучшим в его жизни.

Что касается Уэлдона, а также Патрик и Таунсенда Белла, которые финишировали в первой пятерке, то они оценили свои результаты как очень хорошие. Все трое большую часть дистанции держались в тени, но на финише воспользовались неудачами более сильных соперников. Даника и Таунсенд, конечно, могут посетовать на то, что им было по силам обогнать Уэлдона, зато британец был в восторге от своего второго места, справедливо заметив, что расстраиваться можно было бы только в том случае, если бы у него были шансы в борьбе с Кастроневешом.

Из числа остальных результатов хочется отметить девятое место Пола Трейси. К канадскому ветерану было приковано повышенное внимание, и тот не оплошал. С уверенностью можно сказать, что показанный результат – это потолок машины. Лучшим новичком, кстати, стал еще один канадец – Алекс Тальяни, завоевавший 11-ю позицию. Напомним, что Алекс не смог квалифицироваться на гонку и в итоге после Bump Day заменил Бруно Жункейру, который со своей задачей справился. Что ж, Эрик Бачеларт может быть доволен.

Серьезный и основательный вывод по итогам состоявшейся «Инди 500» пока можно сделать один: руководству серии необходимо озаботиться проблемой аэродинамики. Глупо отрицать очевидное, обгонять в воскресенье было не просто тяжело, а очень тяжело, что и отметили в своих послегоночных комментариях многие пилоты. Избыточная прижимная сила и отсутствие должного механического сцепления у машины, идущей на обгон и находящейся в аэродинамическом потоке, серьезно осложняли жизнь пилотам, которые пытались прорваться вперед. Именно по этой причине и Пауэр, и Диксон, и Франкитти, обладая очень быстрыми машинами, не смогли улучшить свои позиции после провала на заключительном пит-стопе.

Уже на этой неделе соревнования серии «Индикар» продолжатся этапом «ABC Supply Company/A.J. Foyt 225». Вопросов перед гонкой множество, главный из них – сможет ли Кастроневеш воспользоваться так называемым «импульсом Милуоки» и выиграть гонку на этом плоском овале длиной в милю. Зная, насколько сильны там позиции «Тим Пенске», можно ожидать, что бразилец на поставленный вопрос ответит утвердительно.