8 мин.

Гастроли маэстро

Шестой этап чемпионата мира по ралли состоялся в минувшие выходные в Аргентине – с 2005 по 2009 годы эту гонку выигрывал только Себастьян Леб. Возможно, француз победил бы и в прошлом году, но тогда этот этап входил в зачет другого раллийного первенства – IRC. В общем, никто не удивился, когда Леб выиграл суперспейшл в четверг и стал первым лидером соревнований…

Но в пятницу ситуация кардинальным образом изменилась – Яри-Матти Латвала выиграл все три допа утренней секции и вывел свою «Фиесту» на первое место общего зачета. Леб ожидаемо жаловался на нехватку сцепления – вторую гонку подряд лидер «Ситроен» начинает с того, что чистит трассу. Но и другие пилоты тоже отмечали, что шины не могут обеспечить необходимого контакта с дорогой.

Дело в том, что маршрут четвертого допа проходил по асфальтовым трассам, тогда как большинство других спецучастков были гравийными. Машины были настроены на гравий, в результате чего их поведение на асфальте оказалось непредсказуемым и опасным. При этом Латвале удалось найти компромиссные регулировки, при которых финну удавалось поддерживать темп и на гравии, и на асфальте.

Если после первых трех допов гонки Латвала «вез» ближайшему сопернику – Петтеру Сольбергу – три секунды, то на 37-километровом четвертом спецучастке Яри-Матти довел свое преимущество над норвежцем до 12 с лишним секунд. В четырех секундах от Сольберга расположился Себастьян Ожье, которому еще четыре секунды уступал Хирвонен. Семикратный чемпион мира к этому моменту был уже на пятой строчке в восьмидесяти секундах от лидера – судьи наложили на Себа штраф за слишком раннее прибытие в сервис-парк. Лидер чемпионата в свое оправдание заявил, что информационное табло было расположено неудобно, и ему со штурманом не удавалось его рассмотреть.

На повторном прохождении допа «Эль Кондор» Латвала еще немного отыграл у соперников и закончил первый день лидером гонки, на 18 секунд опережая Сольберга. Себастьян Ожье отстал от финна почти на 30 секунд – сказался разворот на пятом спецучастке и режим строгой экономии шин на седьмом. Но еще загадочнее выглядели 43 секунды отставания Хирвонена – Микко не совершал каких-либо серьезных ошибок, но в конце дня заявил, что доезжал дистанцию на изношенных шинах.

Во второй день гонки пилоты «Ситроена» перехватили инициативу – французские машины были быстрее других на всех спецучастках дня. Восьмой спецучасток выиграл Ожье, тогда как на девятом, десятом и одиннадцатом первенствовал Леб. К этому моменту преимущество Латвалы над Ожье составляло менее 20 секунд, тогда как Петтер Сольберг из-за вылета с трассы вынужден был подвинуться на третье место.

На двенадцатом допе Ожье отыграл у Латвалы еще семь секунд, а на тринадцатом на «Фиесте» финна сломалась стойка подвески. Исправить проблему в «полевых» условиях не представлялось возможным – второй день для Латвалы завершился на восьмом месте общего зачета и с двенадцатью минутами отставания от Ожье.

Второе место под конец субботней программы досталось Хирвонену, который уступал Ожье более 40 секунд и жаловался на болельщиков, которые, по его мнению, выбрасывали на трассу камни. Третьим расположился Себастьян Леб – пять побед на восьми допах позволили французу вернуться в лидирующую группу. И если отставание от Ожье составляло почти 50 секунд, до Хирвонена Себастьяну не хватало лишь четырех. У Петтера Сольберга под конец дня вышел из строя гидроусилитель руля, в результате чего норвежец отстал более чем на минуту.

В финальный день гонки участникам предстояло преодолеть марафонский 48-километровый доп и три коротких суперспейшла общей протяженностью менее 11 километров. И уже на первом спецучастке дня Ожье растерял половину своего преимущества – француз перестарался и перевернул свой «Ситроен», на котором после этого отказал гидроусилитель. На второе место сразу же вышел Себастьян Леб, поскольку Хирвонену весь уик-энд не удавалось поддерживать темп лидеров.

На трех последних спецучастках Ожье уступил Лебу почти 30 секунд и победу в гонке. Более того, из-за повреждений машины Себастьян-младший пропустил вперед еще и Микко Хирвонена, не выигравшего в этот уик-энд ни одного допа.

Латвала весь третий день атаковал на пределе возможностей своей побитой машины, но смог отыграть лишь одну позицию и закончить гонку на седьмой позиции. Петтер Сольберг по ходу финальной секции тоже не очень преуспел – норвежец подтянулся к лидерам, но для подиума этого оказалось недостаточно.

Таким образом Себастьян Леб одержал вторую подряд и третью в шести гонках сезона победу, почти вдвое увеличив отрыв от Хирвонена в общем зачете – финн хоть и финишировал в первой четверке на каждом этапе текущего сезона, уступает действующему чемпиону 13 очков. Себастьян Ожье, догнавший было Леба после Ралли Иордании, уступает своему напарнику уже 30 очков, тогда как Латвала и Сольберг в 52 и 65 очках позади лидера.

Седьмой этап – легендарное Ралли Акрополис – состоится через три недели в Греции. В прошлом году эта гонка была отменена по экономическим соображениям, а в 2009-м победу на сложнейших гравийных трассах одержал Хирвонен, оставив Леба более чем в минуте позади. Кроме того, в предстоящей гонке планирует выступить Евгений Новиков – два года назад на Ралли Акрополис россиянин, выступавший тогда за юниорскую команду «Ситроен», выиграл четыре спецучастка.

Без лидера

В рамках Гран-при Монако «Формулы-1» прошел третий этап молодежного первенства GP2. Учитывая неповторимые особенности уличной трассы в Монте-Карло, участники трезво рассудили, что в квалификации необходимо показывать хороший результат. Но благими намерениями оказалась выложена дорога к постоянным авариям – гонщики, пытаясь отпустить трафик, сбрасывали скорость на третьем секторе, тогда как пилоты, следовавшие за ними на быстром круге, не успевали реагировать…

В результате стартовую решетку наравне с результатами квалификации определяли судьи – из-за штрафов на шестое место был перемещен Гидо ван дер Гарде, обладатель лучшего времени, а Ромен Грожан – один из фаворитов сезона – расположился на последней позиции. Поул же достался Сэму Берду.

Однако реализовать преимущество стартовой позиции англичанину не удалось – автомобиль команды «Айспорт» заглох на решетке. Лидером из первого поворота вышел Давиде Вальсекки, вслед за которым устремились Паренте и Колетти. На четвертое место прорвался ван дер Гарде, оставивший позади Йозефа Краля. Чуть позже Краль пропустил и Бьянки.

С первых же кругов пятерка лидеров начала отрываться от пелотона, но больше всех в этом преуспел Вальсекки – перед итальянцем была чистая трасса. Первые пит-стопы начались уже на седьмом круге, когда отставшие пилоты попытались наверстать упущенное тактикой.

К одиннадцатому кругу от лидирующей группы осталось только трио – Жюль Бьянки промазал торможение перед шиканой после тоннеля и врезался в ван дер Гарде, в результате чего оба завершить гонку не смогли. Оставшиеся на первых местах гонщики отправились в боксы после трети дистанции, но пит-стопы не внесли изменений в расклад сил – дистанция между тремя гонщиками составляла в 6-8 секунд.

Тем временем на первые позиции выскочили Лука Филиппи и Ромен Грожан – опытные гонщики применили альтернативную тактику и берегли шины в самом начале гонки, чтобы попытаться проехать серию быстрых кругов перед оттянутым пит-стопом. Филиппи и Грожан совершили синхронные пит-стопы на 22-м круге, что позволило им вернуться в гонку на третьем и четвертом местах – это при старте с 11-й и 26-й позиций соответственно.

В оставшееся до финиша время на первый план вышли внутрикомандные разборки пилотов «Айспорт» – Сэм Берд благодаря удачной тактике прорвался с последнего места на одиннадцатое, но Маркус Эрикссон не собирался пропускать его без боя. Ожесточенные бои начались с контакта в «Антони Ногес», когда Берд попытался провести не очень обдуманную атаку, а завершились боданиями на спуске к «Мирабо» – Эрикссон решил отомстить англичанину и подвинул того в стену. Для пилотов заезд закончился, а для машины безопасности – начался.

Соревнования возобновились за семь кругов до финиша, но обгонов в очковой зоне не последовало: Вальсекки принес первую победу команде «Эйр Азия», принадлежащей Тони Фернандесу, Альваро Паренте завоевал третий подиум в семи последних стартах в GP2, а Лука Филиппи отметил на подиуме первые очки в сезоне.

Во второй гонке с решетки вновь уехали не все – Стефано Колетти остался на четвертой клетке стартового поля. Лидером из первого поворота выехал обладатель поула Шарль Пик, тогда как на второе и третье места вышли Йозеф Краль и Ромен Грожан, чей натиск не смог сдержать Макс Чилтон.

Пелотон преодолевал трассу без каких-либо запоминающихся событий, но на четвертом круге Кевин Мироха припарковал машину на стартовой прямой, после чего судьи нейтрализовали заезд автомобилем безопасности.

Рестарт прошел спокойно и без обгонов, но уже на следующем круге пейс-кар вернулся на трассу – Маркус Эрикссон ошибся на входе в эску «Луи Широн» и разбил машину. Гонка возобновилась на 12-м круге, после чего наиболее активным участником проявил себя Лука Филиппи.

Итальянец на протяжении дюжины кругов прессинговал Вальсекки, в результате чего Давиде срезал шикану после тоннеля и вынужден был пропустить Филиппи вперед. Гонщик «Супер Новы» не остановился на достигнутом – уже через три круга Лука в том же самом месте опередил Чилтона, оттормозившись перед виражом позже англичанина. Дальше Филиппи бросился в погоню за Грожаном, но француз был в десяти с лишним секундах впереди…

Таким образом, первая тройка второго заезда в Монако определилась еще на старте – Шарль Пик одержал вторую в сезоне победу, Йозеф Краль впервые в карьере пробился в первую тройку, а Роман Грожан спустя три недели вернулся на подиум.

В общем зачете первую строчку вновь делят два пилота – на счету Грожана и Берда по 23 очка. Более того, всю первую пятерку генеральной классификации разделяют лишь два балла: Пик набрал 22 очка, а на счету Вальсекки и ван дер Гарде – по 21 баллу. Четвертый этап плотнейшего в истории GP2 чемпионата состоится в конце июня на городской трассе в Валенсии.

Тем временем…

В Монте-Карло также прошел четвертый этап «Формулы-Рено 3.5», в рамках которого была запланирована только одна гонка. Антон Небылицкий первую половину дистанции боролся с Яном Хароузом в конце очковой зоны, но под финиш россиянин столкнулся с чехом, после чего заезд закончился для обоих. Даниил Мове финишировал 17-м.

В общем зачете Мове проиграл две позиции и расположился на десятом месте, а Небылицкий сместился на пятнадцатую строчку.

Жан-Эрик Вернь, не набравший очков в Монако, сохранил лидерство в генеральной классификации, но, финишировавший вторым Роберт Уиккенс уступает ему лишь одно очко. Выиграл гонку Даниэль Риккардо, поднявшийся на шестую строчку.